Нейрокоррекция

Нейрокоррекция (нейропсихологическая коррекция) – это занятия с нейропсихологом и иные мероприятия, направленные на компенсацию имеющегося недоразвития или дефицита зон, структур и проводящих путей мозга. Нейрокоррекция возможна благодаря нейропластичности мозга, то есть способности к производству новых нейронов и образования новых связей между имеющимися нервными клетками.

Направленность занятий по нейрокоррекции

По своей направленности может быть:

  • абилитационная нейрокоррекция – когда речь идет о ребенке, у которого происходит созревание той или иной зоны головного мозга. Например, задняя ассоциативная зона коры созревает до 11 лет. И наиболее быстрой и эффективной для этой зоны будет нейрокоррекция именно в период до 11 лет (она необходима, если созревание идет с недостаточностью относительно возрастной нормы). По достижении указанного возраста чувствительный к воздействиям период развития заканчивается, нейроны в данной части мозга образуют связи не так активно. Поэтому занятия по нейропсихологической коррекции несформированности данной области головного мозга после 11 лет будут менее эффективны, и их цель будет в компенсации имеющегося дефицита не с помощью непосредственного влияния на данную зону, а «обходным» путем, через «управляющий центр мозга», то есть лобные доли. Этот путь будет более энергозатратным, коррекция будет более длительной. Такие периоды наибольшей чувствительности к воздействиям есть у каждой зоны мозга, и они разные по времени, так как мозг развивается неравномерно. Нейропсихолог учитывает время созревания каждой зоны мозга при составлении программы занятий.
  • компенсаторная нейрокоррекция. Такие мероприятия проводятся для взрослых, у которых появился дефицит какой-то психической функции вследствие инсульта, черепно-мозговой травмы, операции на головном мозге, а также для детей, если необходимые зоны уже по возрасту должны были сформироваться, но созрели недостаточно относительно возрастной нормы. В данном случае цель занятий – образовать новые нейронные связи для перестройки старой функциональной системы. Например, если нарушено зрительное восприятие букв и цифр у взрослого человека после инсульта (буквенная агнозия), то нейропсихолог будет «подключать» другой анализатор: рисовать буквы и цифры на спине пациента, рисовать их его пальцами на песке. Такие тренировки с использованием других анализаторов должны быть многократными. Таким образом, нейронные связи перестроятся, получая новую информацию, и покроют имеющийся дефицит. Мозг, «увидев» буквы и цифры через глаза, будет опознавать их не непосредственно по зрительным очертаниям, а по припоминанию кинестетического образа.

Конечно, такое разделение занятий условно.

Теория функциональных блоков мозга

Вся нейрокоррекция строится на теории А.Р. Лурии (советский психолог, невропатолог, основатель нейропсихологии как науки) о трех функциональных блоках головного мозга:

  1. Энергетический блок. Это ствол и подкорковые структуры, которые отвечают за различные функции в организме:
    • необходимый в данный момент тонус мыщц;
    • соотношение сна и бодрствования;
    • мотивацию к жизнедеятельности;
    • регуляцию эмоций и присвоение «оценки» внешним событиям (еда и отдых – хорошо, а агрессия соплеменников, нападение хищника – плохо);
    • сексуальное поведение;
    • стабилизацию движений (поддержание позы в статике и динамике, плавность и согласованность двигательного акта);
    • регуляцию работы внутренних органов и т.д.
  2. Блок приема, переработки и хранения информации. Сюда относятся все анализаторы (зрение, слух, кинестетика, проприоцепция и т.д.) и их представительства в коре головного мозга, а также внимание и память, без которых невозможна обработка информации.
  3. Блок программирования, регуляции и контроля деятельности. Это лобные доли. Они созревают позже других, к 20-25 годам. Именно лобные доли обеспечивают волю, осознанное принятие решений, функции планирования, проявление инициативы, конструктивной агрессии. При поражении лобных долей происходит наиболее грубое изменение личности человека.

Согласно теории А.Р.Лурии, любая высшая психическая функция обеспечивается всеми тремя блоками. Благодаря такой классификации специалистам удобно анализировать структуру нарушения и строить коррекционную программу.

Например, при СДВГ «страдает» функция префронтальных отделов лобной коры, а значит, упражнения будут направлены на обучение составлению программы деятельности и саморегуляции.

нейрокоррекцияПри дислексии в различных ее вариантах могут быть недостаточными функции обработки зрительной, слуховой информации, ее анализа и синтеза. Значит, специалист включит в программу соответствующие упражнения. Также с этим блоком много работают смежные специалисты – логопеды и дефектологи, хотя они и не анализируют мозговую организацию того или иного нарушения развития.

С энергетическим блоком работают в том случае, если ребенок быстро утомляется или, наоборот, чрезмерно возбудимый, если есть проблемы в поведении, а также если в анамнезе есть пре- и перинатальные поражения, то есть были повреждены структуры, созревающие наиболее рано. При СДВГ также идет работа с этим блоком мозга (т.к. практически любой внешний стимул дает побуждение к действию, нет избирательности).

С данным уровнем мозговой организации нейропсихологи часто работают с помощью сенсомоторной коррекции по методу замещающего онтогенеза. По названию понятно, что та часть истории развития ребенка, когда произошло нарушение развития, «проигрывается» на занятиях заново, чтобы структуры энергетического блока дозрели. Например, специалист дает задания ползать определенным образом, следить глазами за игрушкой и т.д. Все задания происходят в форме игры, и конечно, дополнительно дается и когнитивная нагрузка. Таким образом, нормализуется работа подкорковых структур.

Виды и форматы занятий по нейрокоррекции

В зависимости от целей и задач курса нейрокоррекции, а также возраста клиента, занятия могут быть двигательными, бланковыми и аппаратными. Часто совмещаются все три формата.

Виды методик, которые нейропсихолог применяет в работе:

  • Двигательные занятия. С детьми от 3 лет до 12 лет широко применяется метод замещающего онтогенеза, о котором было сказано выше. Данный метод сенсомоторной коррекции предполагает большое количество двигательных упражнений. Этот комплекс упражнений направлен на развитие первого (энергетического) и третьего (программирование и контроль) блоков мозга, а также на развитие межполушарного взаимодействия. С учащимися средних и старших классов, а также со взрослыми упражнения из данного комплекса также используются, но чаще в сочетании с так называемыми бланковыми методиками.
  • Бланковые методики – это упражнения, которые чаще всего делаются, сидя за столом с использованием различных учебных пособий, карточек, ручек, бумаги, карандашей. Этот формат занятий направлен на второй, третий блоки и межполушарное взаимодействие. Конечно, в каждом блоке можно выделить отдельные звенья, на которые делается больший или меньший акцент.
  • Аппаратные методики нейропсихологической коррекции применяются в нашем центре для детей с 2 лет и для взрослых. Это аппараты Tomatis, Soundsory и Forbrain. Для каждого аппарата есть свои задачи и протокол проведения. Например, Forbrain может использоваться в рамках занятий с другими специалистами (логопедом, дефектологом, психологом в зависимости от специфики нарушения). Аппараты помогают ускорить образование новых нейронных связей, а занятия со специалистом – закрепить эти связи в виде новых путей для нервного импульса. Например, если у ребенка нет мотива разговаривать, то никакой самый лучший аппарат не запустит речь. Но зато в этом может помочь специалист. Это справедливо для любой функции, будь то двигательная сфера, речь или восприятие. Самым эффективным вариантом является сочетание аппаратной нейрокоррекции (при наличии показаний) и упражнений со специалистом.

Показания к нейрокоррекции

Нейропсихологическая коррекция показана при следующих проблемах:

Для нейропсихолога важен не столько сам официальный диагноз, сколько структура нарушения в контексте мозговой организации. При одном и том же диагнозе могут быть не сформированы различные факторы в ЦНС, которые привели к нарушению развития, поэтому программы занятий будут индивидуальны.

Перед нейропсихологической коррекцией всегда проводится нейродиагностика, после нее специалист составляет программу для занятий. В некоторых случаях нейропсихолог играет роль координатора, то есть определяет структуру нарушения, дает рекомендации для занятий с логопедом или дефектологом (какие именно упражнения использовать смежному специалисту). В нашем центре это возможно благодаря комплексной работе сотрудников. Нейропсихолог может не проводить занятия сам, а дать методические указания другому специалисту (по желанию клиента).

Противопоказанием к некоторым видам нейрокоррекции будет эпилепсия, поэтому специалист всегда просит перед началом курса принести ЭЭГ давностью не более 6 месяцев.

Организационные вопросы

На первую консультацию с нейропсихологом (при наличии) принести:

  • заключение от невролога;
  • заключения по результатам аппаратных обследований (вызванные потенциалы, ЭЭГ, допплерография, ФМРТ);
  • заключения от смежных специалистов (ортопед, логопед, сурдолог, офтальмолог — в зависимости от вида проблемы);
  • Для школьника – тетради с письменными работами.

Занятия длятся по 60 минут. Классический курс занимает примерно три календарных месяца, то есть 20-25 занятий, а также домашние задания. В середине курса у многих детей наступает так называемая «ломка стереотипа», то есть старые (компенсаторные, болезненные) нейронные связи перестают работать, система дезорганизуется. Это нормальный этап, о котором родители должны быть проинформированы и быть к нему готовыми. После этого очень важно продолжить занятия, скоро наступит улучшение и скачок в развитии, то есть в работу мозга включатся вновь образованные нейронные связи, которые будут функционировать на более «взрослом», высокоорганизованном уровне. Родителям очень важно вести дневник наблюдений за ребенком, отмечая все изменения в его поведении и развитии. Это поможет отследить динамику в процессе курса. Все рекомендации и необходимые материалы нейропсихолог даст на консультации вместе с письменным заключением по результатам диагностики.

Кто ведет прием?

Прием ведет директор центра, нейропсихолог Александрова Ольга Александровна. Она также является клиническим (медицинским) психологом и лицензированным специалистом по методике Tomatis®.

Александрова О.А. проходила обучение в институте им. В.М. Бехтерева, регулярно посещает новые курсы и семинары в целях повышения квалификации.

Если вас интересует нейрокоррекция, запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на нашем сайте.