Коррекция дисграфии

Дисграфия - стойкое патологическое расстройство процесса письма, возникающее в результате различных аномалий письменно-речевой деятельности. У человека, страдающего дисграфией, проявляются необычные ошибки письма, не имеющие ничего общего с неграмотностью и проблемами в орфографии. Многие родители и учителя, к сожалению, не проводят различий между этими явлениями, что может приводить к запущенным случаям.

Дисграфия и дислексия - два родственных заболевания, что видно даже из сходства их названий. Оба образованы от древнегреческих корней ("речь" и "письмо" соответственно) с одинаковой приставкой отрицания. Многие аномалии дислексионного характера в конце концов не могут не привести и к отклонениям в процессе письма. Это происходит в первые несколько лет жизни, поэтому дисграфию, как и дислексию, стараются ловить в зародыше и бороться с ней на ранних стадиях развития ребёнка.

Бывает дисграфия, приобретённая во взрослой жизни (из-за травм и заболеваний головного мозга), но это намного более редкие случаи.

При этой патологии ошибки на письме не выглядят как орфографические. Они возникают там, где, на первый взгляд, написание слова очевидно, и больше похожи на описки в тексте у обычного здорового человека (например, "содака" вместо "собака"), только в очень большой концентрации. Это могут быть одни буквы вместо других, перепутанные местами буквы и слоги, не дописанные до конца слова, несколько слов слитно без пробела (подробнее в разделе "Диагностика дисграфии. Примеры дисграфических ошибок").

Поэтому когда учителя и родители говорят школьнику, что он ленится учиться и не старается запоминать правила, им стоит задуматься: возможно, это как раз они не стараются разобраться в ситуации и ленятся сопоставить факты. Особенно если в одном абзаце слово неправильно написано через "а", а на соседней странице тут же рядом - верное написание того же слова через "о". Логично задать себе вопрос: действительно ли это невнимательный лентяй, или у ребёнка проблемы логопедического характера?

Виды дисграфии

Как и в случае с любым другим отклонением, первая задача - правильно диагностировать источник патологии. Мы должны понимать, откуда ноги растут и лечить не последствия, а первопричину.

Специалисты выделяют несколько принципиально разных видов дисграфии в зависимости от источника отклонений на письме, с которыми, соответственно, и бороться нужно по-разному.

Первым, кто занялся классификацией видов дисграфии, был профессор Михаил Ефимович Хватцев, основоположник отечественной логопедии. Ещё в 1964 году он написал пособие для учителей спецшкол и студентов педагогического университета. Хватцев рассматривал пять видов дисграфии, отдельно выделяя дисграфию на почве расстройств устной речи и дисграфию на почве нарушений произносительного ритма.

Уже позже в классификации советского специалиста по логопедии - Ольги Токаревой, структурировавшей представления о дисграфии, базовые направления сводятся к трём:
1. моторная дисграфия;
2. оптическая дисграфия;
3. акустическая дисграфия.

Рассмотрим чуть подробнее основные виды дисграфии, чем различаются источники появления расстройства и характер ошибок.

Моторная дисграфия

Название моторной дисграфии происходит от моторики мышечных движений. Она возникает из-за расстройств рефлексов, отвечающих за связь зрительных и фонетических образов слов с положением и движением руки при написании, "двигательные формулы" букв и слов.

Если у ребёнка в чём-то неполноценно развит моторно-двигательный анализатор, то это приведёт не только к дисграфии, но также к плохому почерку и неаккуратности на письме, хотя сами по себе небрежность и сложности с почерком совершенно не обязательно сопровождаются дисграфическими ошибками и не всегда свидетельствуют о глубинных патологиях.

Другими негативными последствиями проблем с двигательным аппаратом могут быть нарушения в устной речи, поэтому моторная дисграфия нередко сочетается с акустико-фонематической. То есть из-за осложнений с движениями речевого аппарата человек произносит слово нечётко и неправильно, мысленно запоминает его также неверно, а потом к этой проблеме добавляются ещё и трудности с написанием слова из-за плохой моторики пишущей руки.

Иногда моторная дисграфия может быть связана с ошибочным определением рабочей руки. Когда врождённый левша приучается всё делать правой рукой, он не только блоху подковать не сможет, но и своё имя правильно написать.

Оптическая дисграфия

При оптической дисграфии у человека затруднено распознавание и запоминание букв, здесь характерна неустойчивость зрительных впечатлений и ошибки зрительного анализа. Проблемы могут быть в том, что у зрительной системы неточные представления о цвете, размере и форме предметов, нарушение целостного восприятия картинки, как следствие - недостаточное формирование оптического образа буквы, разное прочтение одного и того же слова в разные моменты.

На письме это приводит к путанице и следующим ошибкам:

  • подмена одних букв другими (в случае графически похожих в письменном виде букв: "б" - "д" - "в", "л" - "м", "н" - "и" - "ш" - "т"),
  • недописывание элементов или лишние элементы ("ш" превращается в "ии", лишние точки - "ё" вместо "е"),
  • зеркальное написание букв.

Акустическая дисграфия

В этом случае корень бед нужно искать в расстройствах фонематического слуха, то есть в проблемах с распознаванием отдельных звуков, нарушении механизма ассоциативных связей между зрением и слухом.

Человек с таким отклонением - всё равно что человек, не обладающий абсолютным слухом и музыкальными талантами в окружении выпускников консерватории. Для ребёнка с акустической дисграфией корректно распознать отдельные звуковые фонемы в словах и перенести их на бумагу в буквенном представлении ничуть не легче, чем отличить на слух "си" от "си-бемоль" или правильно сыграть на пианино только что услышанную мелодию. Отсюда пропущенные буквы, перестановки букв, слияние двух слов в одно, замена букв на созвучные и сходные по артикуляции и так далее.

При акустической дисграфии однотипные звуки путают и смешивают между собой:

  • парные согласные (звонкие вместо глухих и наоборот; например, "г" - "к"),
  • шипящие и свистящие ("ж" - "з", "щ" - "сь"),
  • сонорные согласные ("л" - "м" - "н" - "р" - "й"),
  • лабиализованные гласные, близкие по звучанию ("о" - "у").

В классификации Хватцева из общего типа акустической дисграфии отдельно выделяется дисграфия на почве патологий устной речи и дисграфия на почве нарушений произносительного ритма.

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Рассматривается рядом экспертов как отдельный тип дисграфии на почве расстройств произношения и косноязычия. Как и обычный человек, дисграфик записывает то, что произносит, но аномалии в речи приводят к ошибкам письма.

Дисграфия, основанная на неверном ритме произношения

Также Хватцев рассматривает отдельным направлением дисграфию, основанную на нарушениях скорости и ритма произношения. Следствием такой аномалии являются те ошибки, где теряются гласные и звуки в конце слов. Как в той старой детской песенке на музыку композитора Шаинского: "Я тебе говорю - сперва научись не глотать слова".

Диагностика дисграфии. Примеры дисграфических ошибок

А дисграфия ли это вообще? Может быть, дело всё-таки в недостаточном знании правил грамматики или в недостаточном усердии?

Дисграфические ошибки несложно отличить от орфографических. При обычной неграмотности ошибки связаны с типовым "как слышим, так и пишем", когда в тексте появляются неправильные, но вполне понятные "карова" или "медветь".

У людей с дисграфией ошибки будут "неестественные", когда при прочтении текста вслух мы услышим в нём какие-то странные и незнакомые слова, в которых трудно распознать реально существующие. Здесь могут быть следующие варианты:

  • пропущенные буквы и слоги ("лса" вместо "лиса"), иногда - наоборот, лишние ("вететер" вместо "ветер"), недописанные слова ("мног" вместо "много"),
  • переставленные местами буквы и слоги ("доврик" вместо "дворик"),
  • замена букв, которые означают звуки, фонетически и артикуляционно схожие между собой ("шкавы" вместо "шкафы", "лубить" вместо "любить"), отсутствующие или лишние мягкие знаки ("писмо" вместо "письмо", "лесьной" вместо "лесной"),
  • замена букв, которые похожи по написанию ("бомик" вместо "домик"),
  • пропущенные и лишние кусочки букв ("икаф" вместо "шкаф"; на письме "и" состоит из двух одинаковых палочек, а "ш" из трёх таких же палочек),
  • неверное согласование родов и падежей - аграмматические написания словосочетаний ("большая рюкзак", "зелёных листьям") - проявляется в более старшем возрасте.

В отличие от проблем с орфографией, когда неверное написание слова кочует из текста в текст, в дисграфических ошибках одно и то же слово в разных случаях может быть написано по-разному, в том числе и правильно.

Общий механизм письма под диктовку у школьника с дисграфией не отличается от механизма обычного школьника. Услышал - написал. Но в каком-то месте происходит сбой, поэтому "как слышим, так и пишем" дисграфика оказывается не похожим на наше "как слышим, так и пишем". В одних случаях человек слышит верно, а на письме выводит не ту букву, в других - наоборот, сбой происходит на стадии "слышим" (а точнее, на стадии распознавания в слове отдельных звуков).

Выявить дисграфию помогают диктанты и списывания текстов - особенно списывания. Дети, у которых всё в порядке, здесь ошибаются крайне редко, а вот у дисграфиков начинают выплывать те самые недописанные слова, пропуски букв и так далее.

Из самого характера ошибок можно уже делать некоторые выводы об источнике осложнений.

Примеры:

  • если слова искажаются в сторону созвучий ("карасный", "високий", "клуч"), то дело в фонематике;
  • если наиболее частые ошибки связаны с внешним видом букв ("З" вместо "Е", "б" вместо "д", неверное написание букв - зеркальные "р" или "с"...), логично предположить, что дело в каких-то ошибках зрительного восприятия, и с большой вероятностью будет диагностирована оптическая дисграфия;
  • моторную дисграфию следует поискать там, где сбоят двигательные рефлексы - например, когда путают письменные буквы "ш", "т", "и";
  • если ребёнок часто не дописывает слова, такой факт с большой вероятностью указывает на дисграфию. Но чтобы диагностировать её разновидность, нужно смотреть на конкретные слова; дело может быть в неверном зрительном запоминании, может говорить о проблемах с моторикой и повышенной утомляемостью мышц, может быть комбинацией нескольких вариантов, а может вообще объясняться общей физической и психологической усталостью (т.к. дисграфикам вообще тяжело даётся письмо).

Расстройства редко бывают "чистыми", чаще всего имеет место сочетание разновидностей в той или иной степени. В одном диктанте девочка с дисграфией допустила ошибку, написав "в доле" вместо "в поле". Такая необычная ошибка была диагностирована как двойная с промежуточным шагом, который от нас скрыт: "п" вначале превратилась в "б", а уже затем в "д". Здесь произошла комбинация акустической ошибки, связанной с фонетически-артикуляционной похожестью парных звуков "б" и "п", и оптической ошибки (похожие на письме "б" и "д", одна петелька, но направленные в разные стороны хвосты).

Коррекция и профилактика дисграфии

При коррекции дисграфии без вмешательства логопеда не обойтись. Но без помощи родителей, учителей и сверстников двигаться сложно.

Нет смысла заниматься правками сделанных ошибок. Независимо от того, какой вид дисграфии у вашего ребёнка, причина, как мы уже знаем, кроется не в незнании правил, и правки ошибок не помогут. Разобравшись в чём причина, к вопросу коррекции нужно подходить поэтапно.

Детям, у которых сложности с различием на слух похожих букв - скажем, шипящих и свистящих, постепенно объясняем разницу между ними. Например, чтобы объяснить ребёнку, что у кошки на полу - миска, а Мишка - это он сам, но никак не наоборот, фиксируем движения губ и языка в момент произнесения одного звука (и слова, в котором засела проблемная фонема). Чтобы запомнить связь между зрительным образом буквы Ш и движениями мыщц в момент произнесения слова "Мишка", можно поучиться рисовать эти буквы пальцем в воздухе вслепую.

Некоторые простейшие упражнения для разных видов дисграфии доступны и в домашних условиях. Скорее всего, вам уже пришли в голову хорошо знакомые игры с составлением слов из кубиков и магнитов с буквами.

При моторной дисграфии полезно упражнение на прорисовку выхода из лабиринта: хотя здесь нет никакой работы со словами, рисование сложной непрерывной линии тренирует мышечные рефлексы руки. При зрительных проблемах даём упражнения на внимание и на узнавание внешнего облика букв: поиск в тексте заданной буквы (найти и подчеркнуть).

Кстати, мелочи могут играть существенную роль - как негативную так и позитивную. Например, для ребёнка с отклонениями в моторике обращаем внимание на выбор ручек. Ручки с рельефными поверхностями и выпуклостями или карандаши треугольной формы массируют пальцы и увеличивают количество сигналов, поступающих к мозгу. Поэтому такие "неудобные" пишущие принадлежности будут лучше закреплять рефлексы.

Если в раннем возрасте у ребёнка всплыли признаки потенциального развития дисграфии, обратите внимание, не способствуете ли этому косвенно вы сами. Окружение - важная составляющая. Если ребёнок регулярно слышит от кого-то в близком кругу неграмотную речь, он и слова будет запоминать неправильно. А если вас умиляет детский лепет и "меткие" оговорки, это не значит, что следует повторять вслед за ребёнком: "Я тозе покусяль" - или: "Держи свой кусарик", - закрепляя таким образом неверное произношение.

Как выявить дисграфию на ранней стадии

При подозрениях на дисграфию разбираться надо, начиная с определения её разновидности. Чтобы понять, как помочь вашему ребёнку, нужно понять проблему.

Чтобы диагностировать предрасположенность к дисграфии на ранней стадии, следует обращать внимание на потенциальные симптомы ещё в дошкольном возрасте, а в случае подозрительных признаков проводить тесты.

Иногда можно предупредить опасность, когда ребёнок не только писать, но и читать ещё не начал учиться. Одним из возможных сигналов является нелюбовь к рисованию. Обратите внимание на то, как часто ребёнок рисует, и делает ли он это с удовольствием. Если малыша в возрасте до 3-5 лет не тянет поводить кисточкой или карандашом по бумаге, а когда вы садитесь позаниматься этим вместе, он пытается избежать этого всеми силами, это может говорить о проблемах с моторикой. Возможно, ему сложно делать комплексные согласованные движения пальцами, тогда это потенциальная моторная дисграфия, и стоит обследоваться у логопеда.

Смотрите также на качество рисунков - разумеется, со скидкой на общий детский уровень. Ничего страшного, если на рисунке любимый папа напоминает чемодан, вопрос в другом. Есть ли рваные прерывистые линии, слишком сильный или слабый нажим на бумагу, возникает ли у вас ощущение, что ребёнок испытывает негативные эмоции при рисовании? Если да, то и с буквами возникнет та же проблема.

Конечно, ситуации бывают разные, не все дети умеют и любят рисовать, и это совершенно не обязательно должно приводить к патологиям на письме. Например, один из победителей "Тотального диктанта" вспоминал, что с детства его ужасала любая необходимость изобразить на бумаге какой бы то ни было предмет похожим на его реальный прототип, а уроки рисования он ненавидел. На письме такая нелюбовь к изобразительному искусству аукнулась для него плохим почерком, но никак не помешала иметь "пятёрку" по русскому языку. Так что ситуации индивидуальны. В целом потребность рисовать - это нормально для растущего организма, и такие отклонения могут стать первым звоночком.

Что касается акустической дисграфии, здесь нужно понять, нет ли у ребёнка слуховых аномалий, насколько у него развита способность к фонематическому анализу разговорной речи, умение делить речь на отдельные составляющие, формировать из частей целое. Существуют комплексы тестов и заданий, помогающих проверять различные умения, например:

  • умение разделять предложения на слова, слова на слоги, слоги на буквы;
  • умение различать в слове отдельные звуки;
  • работу связи между зрительными образами и словами: ребёнку дают картинки с простыми изображениями, а он выбирает те из них, где изображены предметы, начинающиеся на заданную букву (если есть путаница с конкретными звуками, важно уделить отдельное внимание именно им).

Но не забываем про возрастные особенности и общую динамику развития ребенка. Например, при изучении алфавита многие дети поначалу путают написание и порядок букв. Незачем бить тревогу и бежать к врачам, как только вы увидели зеркально "я" или "р". А вот если спустя длительное время ваш ребёнок продолжает писать своё имя как "ТАНR" - это уже повод задуматься, особенно при наличии других симптомов.

Для полноценной коррекции дисграфии нужны профессиональные навыки и глубокие знания логопедии. Специалисты центра "Эмбер" обладают большим и успешным опытом работы в данной сфере. Перед началом занятий с логопедом мы рекомендуем пройти консилиум специалистов, так как дисграфия с большой долей вероятности может сопровождаться другими отклонениями. В таких случаях комплексная диагностика поможет направить вектор коррекции в нужную сторону.

Если вас интересует коррекция дисграфии или вы хотите пройти комплексную диагностику специалистов, звоните по телефону +7 (812) 642-47-02 или оставьте заявку через форму записи на сайте.







Будем рады записать Вас к нашим сотрудникам: