Нейропсихологическая диагностика

Нейропсихологическая диагностика – это проведение и анализ специальных функциональных проб, в результате которых специалист выясняет, какие зоны (отделы) головного мозга работают с нарушением.

нейропсихологическая диагностикаВся нейропсихологическая диагностика базируется на понятии синдромного анализа. Это значит, что результатом обследования будет вывод о наличии или отсутствии определенных синдромов, которые указывают на дисфункцию какого-либо мозгового фактора (другими словами, выявляются нарушения работы одной или нескольких зон головного мозга, которые участвуют в реализации психических функций).

Представление о мозговой организации человеческой психики со временем менялось. Ранее в науке существовала теория о том, что каждая функция психики или качество характера имеет четкую однозначную локализацию в мозге, то есть за каждой, даже самой небольшой, функцией или за каждым психическим процессом «закреплен» отдельный участок мозга. Считалось, что при его повреждении функция утрачивается безвозвратно. Противники теории локализационизма придерживались мнения, что мозг в целом обеспечивает нашу психическую деятельность, то есть не существует отдельных зон: зоны речи, зоны зрения, зоны памяти и так далее. Согласно этой теории (она называется «эквипотенционализм», от латинского слова «aequus» – «равный») при получении мозговой травмы человек мог восстановить свои психические функции за счет сохранных частей центральной нервной системы.

Современный подход, который стремительно наращивает свою доказательную базу, объединил обе теории, и с 50-х годов двадцатого века по сей день нейропсихологи используют так называемую теорию системной динамической локализации психических функций. Согласно данной теории каждая зона мозга может участвовать в осуществлении различных функций, объединяясь с другими зонами в функциональные системы в зависимости от текущих задач. И если одно из таких звеньев «выпадает» (например, страдая в результате инсульта, опухоли) или не развивается вовремя (если речь идет о мозге ребенка), то искажается работа всех функциональных систем (и психических функций), которые использовали данную зону мозга. Поэтому именно комплекс различных тестов на разные психические функции может определить, какое именно звено потеряно или не сформировано.

Конечно, в 21 веке существует большое количество аппаратных методов диагностики и нейровизуализации: магнитно-резонансная томография (МРТ), электроэнцефалография (ЭЭГ), метод вызванных потенциалов, допплерография, нейросонография (НСГ). Каждый год список пополняется все новыми видами подобных диагностических процедур. Зачем же тогда нейропсихологу проводить диагностические пробы?

Наличие проблемы можно выявить с помощью медицинской техники, но понять, как именно то или иное нарушение влияет на функционирование психики конкретного человека, соотнести с его возрастными нормами, составить план коррекции и прогноз, увидеть «ресурсные звенья» может только человек со специальным образованием.

Что и как диагностирует нейропсихолог?

В случае со взрослыми и с детьми диагностика будет носить принципиально разный характер, ведь у взрослых мозг уже сформировался, а у детей еще только развивается.

Поэтому и синдромы, и прогноз, и коррекция будут различными. Если нейропсихолог обследует взрослого, то в заключении он будет писать о дефицитарности определенных отделов и зон мозга, полей коры больших полушарий. Если обследуется ребенок, то обычно делается вывод о несформированности определенных отделов мозга или нервных путей соответственно возрасту, за некоторым исключением (иногда и у детей обнаруживается дефицитарность, например, дефицитарность стволовых образований мозга или дефицитарность базальных ядер мозга).

Нейропсихология как наука развивалась на основе данных, собранных при исследовании поведения и нарушений мозга взрослых людей (большое количество информации о функционировании мозга было собрано во время Второй мировой войны в военных госпиталях). Поэтому основная «батарея» методик (так называется комплекс диагностических тестов и функциональных проб) была разработана еще в те времена. По мере развития детской нейропсихологии пробы были адаптированы для применения в области нейродиагностики детей. По «классике» нейропсихолог дает задания для исследования межполушарной асимметрии, двигательной сферы (праксиса), восприятия (гнозиса), пространственных представлений, памяти, речи, письма, чтения, счета и интеллектуальных функций.

Однако классическая нейропсихологическая диагностика в случае с неговорящим ребенком 3-4 лет, имеющим трудности поведения, попросту невозможна. Поэтому специалисты в подобных ситуациях используют метод клинического наблюдения и альтернативных оптимизированных проб для экспресс-оценки. Например, в нашем центре нейропсихолог Александрова Ольга проводит обследование неговорящих детей по методу доктора наук А.В. Цветкова. Такая экспресс-оценка в сочетании с результатами аппаратных обследований очень информативна.

Таким образом, специалист оценивает одни и те же психические функции у взрослых и детей, но в зависимости от возраста клиента и задач обследования методики будут различными.

Кому рекомендована нейропсихологическая диагностика?

Основная задача такого обследования – выявить механизмы нарушения/задержки/асинхронии развития у ребенка и определить пострадавшее звено в осуществлении какой-то психической функции у взрослого.

Консультация нейропсихолога необходима при диагнозах или подозрениях на них:

У детей:

  • ЗПР, ЗРР, ЗПРР, ЗПМР (задержки развития психики, речи и моторных функций);
  • Алалия, общее недоразвитие речи, нарушения понимания обращенной речи, слуховая агнозия;
  • Аутизм, расстройство аутистического спектра;
  • Дислексия, дисграфия, дискалькулия, дизорфография (нарушения чтения, письма и счета, нарушения школьных навыков);
  • СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания);
  • Последствия травм, опухолей и инсультов у детей и подростков.

У взрослых:

  • Нарушения после инсультов, травм, опухолей.

Как проходит консультация?

В нашем центре первичная консультация нейропсихолога длится 60 минут. При необходимости расширенного обследования (как правило, это требуется, когда выявлен основном синдром, но требуется более детальная диагностика) назначается еще одна встреча с проведением функциональных проб и тестов. После диагностики специалист пишет нейропсихологическое заключение и дает свои рекомендации по нейрокоррекции выявленных дисфункций. Основная цель нейрокоррекции – это восстановление работы психической функции в полном объеме (если это возможно) и адаптация к окружающей среде. Про нейрокоррекцию на нашем сайте есть отдельная статья.

Для того, чтобы диагностика была более эффективной, в ряде случаев мы рекомендуем услугу консилиума (например, при алалии, аутизме/РАС, задержке речевого развития (ЗРР), общем недоразвитии речи (ОНР), афазии, дислексии, дисграфии, дискалькулии и др.). В таком случае вместе с нейропсихологом в консультации участвуют логопед и дефектолог.

Специальной подготовки к нейропсихологической диагностике не требуется. Важно, чтобы ребенок или взрослый, который будет обследоваться, имел хорошее настроение, был не голодный и выспавшийся. Если на консультацию приходят родители с ребенком, то специалист также побеседует с мамой и папой, соберет анамнез и уточнит информацию о том, как ведет себя маленький клиент в повседневной жизни, с какими задачами справляется, а что дается с трудом. Когда обследование проводится для взрослого человека с органическим поражением мозга (после травмы, инсульта, операции), желательно, чтобы аналогичную информацию мог предоставить сопровождающий.

С собой желательно принести медицинские документы: медицинскую карту и заключения невролога, ЛОР-врача, сурдолога (при наличии), а также результаты ЭЭГ, ВП (вызванных потенциалов), МРТ, нейросонографии (если речь идет о ребенке), допплерографии, если данные обследования проводились.

Если вас интересует нейропсихологическая диагностика или у вас остались вопросы, звоните нам по тел.: (812) 642-47-02.







Будем рады записать Вас к нашим сотрудникам: