АВА-терапия (прикладной анализ поведения)

АВА-терапия (Applied Behavior Analysis - прикладной анализ поведения) – один из методов поведенческой терапии, использующийся для коррекции нежелательных в обществе поведенческих реакций. Главной целью метода является формирование у человека социально-значимых навыков и умений, которые впоследствии станут фундаментом эффективной и полноценной адаптации его среди других людей, помогут ребенку социализироваться. Важным является то, что в ABA-терапии используются и психологические, и педагогические приемы, которые подбираются с учетом особенностей каждого конкретного ребенка.

Прикладной анализ поведения, теоретическая база которого является основой ABA-терапии, заключается в том, что существует взаимосвязь между поведенческими особенностями и факторами окружающей среды. В результате анализа поведения необходимо найти, какие факторы влияют на те или иные модели поведения в конкретном случае, и скорректировать их. Изменение или упразднение этих факторов способствуют изменению поведения и, как следствие, успешной интеграции ребенка в общество.

В АВА-терапии фактором, которым можно манипулировать для изменения поведенческих реакций ребенка, является внешнее следствие, которое заключается в положительной или отрицательной оценке конкретного поведенческого акта. Метод АВА-терапии основывается на применении поощрения и награждении ребенка за осуществление нужного поведения для мотивации его впоследствии выбирать эту же поведенческую реакцию в схожих ситуациях, или применении наказания (неодобрения) или отсутствия поощрения в случае ненужных поведенческих реакций. Проще говоря, если поведение было вознаграждено, то велика вероятность, что оно снова повторится, а если после совершения какого-либо поступка за ним последовало наказание, то поведение не повторится.

Большой и конечной целью АВА-терапии является обучение ребенка способам самостоятельного освоения окружающего мира.

Для кого предназначена ABA-терапия?

Метод ABA-терапии зарекомендовал себя как эффективный и единственный научно доказанный метод избавления от нежелательного поведения при расстройствах аутистического спектра (РАС) и чаще применяется именно в этом случае. Дети с аутистическими расстройствами часто склонны отказываться от взаимодействия со взрослыми, плохо идут на зрительный и вербальный контакт. Они не хотят повторять за родителями при попытках обучения их каким-либо навыкам, поэтому необходимо встроить их в обучающий процесс по системе ABA с помощью специалистов.

ABA-терапия также применяется в коррекции поведения нейротипичных детей, то есть таких, у которых нет РАС, но у которых имеется проблемное поведение. Метод также применяется при наличии у детей нарушений концентрации внимания, нарушений в развитии моторных или сенсорных функций, а также трудностей в освоении абстрактных понятий.

Чаще всего к выбору ABA-терапии в качестве метода коррекции поведения прибегают, когда родители и близкие не могут контролировать поведение ребенка, когда он не слышит просьб и не реагирует на запреты, не откликается на свое имя. Кроме того, ребенок может быть не склонен к общению, его речь развита плохо или он вообще не говорит, и, как следствие, не может выражать свои желания и мысли. Все эти факторы способствуют появлению нежелательного, дезадаптивного поведения и становятся причинами необходимости осуществлять корректирующие мероприятия.

Резюмируя, работа по методу АВА подходит для коррекции поведения:

  • при расстройствах аутистического спектра (РАС);
  • при аутизме, в том числе его тяжелых формах;
  • при тяжелых формах интеллектуальной недостаточности;
  • при нарушениях поведения вследствие инвалидности из-за пороков развития;
  • при черепно-мозговых травмах и их последствиях;
  • при приступах агрессии у нейротипичных детей;
  • при проблемном поведении, непослушании и т.д.

Несмотря на то, что в ABA-терапии существуют терапевтические модели, подходящие и для детей, и для взрослых, следует помнить о том, что коррекция неверно сформированных паттернов поведения наиболее действенна в раннем возрасте, когда поведение еще не успело закрепиться.

Диапазон проблем, которые можно решить или же скорректировать при помощи ABA-терапии

Метод ABA-терапии способствует улучшению в нескольких сферах жизнедеятельности ребенка и в целом помогает повысить качество взаимодействия с миром.

К конкретным проблемам, которые может решить ABA-терапевт, относят:

  • трудности в формировании социально важных навыков, бытовых умений, которые уже должны быть по возрасту (ребенок не может самостоятельно одеться, поесть, умыться, сходить в туалет);
  • отсутствие реагирования на просьбы или запреты;
  • ребенок убегает, кусается, дерётся (например, при попытках обучения чему-либо);
  • трудности в установлении контакта глаз;
  • трудности в обучении;
  • нарушения в развитии речи;
  • наличие агрессии и аутоагрессии;
  • ритуальное поведение;
  • невозможность сохранения спокойствия при ожидании;
  • трудности в засыпании;
  • отсутствие мотивации к любой деятельности и др.

Этапы ABA-терапии

Выделяют несколько этапов работы ABA-терапевта.

Диагностика. При первой встрече проводится тестирование умений ребенка и беседа с родителями. Специалист оценивает поведение ребенка, выделяет особенности его поведенческих реакций, определяет основные индивидуальные проблемы. На данном этапе учитывается также наличие расстройств, связанных с нарушением работы головного мозга, неврологические заболевания и т.д.

Составление программы. ABA-терапевт, составляя план занятий, основывается как на запросах родителей, так и на результатах наблюдения за ребенком. Структура занятий выстраивается индивидуально с каждым ребенком. Персональная программа занятий включает занятия с терапевтом и самостоятельные занятия родителей с детьми дома.

Занятия. В ходе занятий с АВА-терапевтом ребенок вырабатывает необходимые навыки и умения. Одновременно дети могут осваивать несколько поведенческих реакций, однако, это варьируется в зависимости от содержания поведенческого акта и особенностей ребенка. Дома родители закрепляют сформированные навыки, для этого ABA-терапевт предлагает им набор конкретных инструкций.

Занятия проводятся по принципу усложнения. Работа начинается с самых простых действий, например, с поиска предмета на полке. Сначала специалист высказывает просьбу и подсказывает ребенку, как он должен это сделать. Потом ребенок научается совершать действие по просьбе терапевта уже без подсказок. При успешном совершении действия ребенка ждёт награда (чаще всего в виде поощрения выступают наклейки, игрушки, также это может быть поощрение словом либо выполнение какого-то другого желания ребенка).

Когда ребенок осваивает несколько простых умений, задание усложняют. Например, меняют обстановку или просят другого человека предложить ребенку сделать то, что он уже научился делать по просьбе терапевта в привычном ему кабинете.

Постепенно ребенок осваивает все больше новых навыков и адаптивных поведенческих реакций. Обучение считается успешным, если ребенку достаточно 1-2 повторений нового действия, чтобы он научился ему и смог без подсказок повторить.

В ходе занятий ребенок учится использовать модель поведения в разных ситуациях, что также способствует развитию его самостоятельности.

Длительность занятий

Для освоения ребенком нужных навыков и умений программа занятий должна быть интенсивной – в среднем 20-30 часов в неделю. При этом в самом начале обучение по системе АВА-терапии рекомендуется быть более продолжительным, порядка 40 часов в неделю. По мере улучшения поведенческих реакций ребенка и успешном овладении им новыми способами жизнедеятельности количество занятий может снижаться.

В обучающем процессе по системе АВА с ребенком может ежедневно заниматься несколько специалистов разных направленностей. Например, это может быть поведенческий дефектолог, музыкальный терапевт, арт-терапевт и другие. Но также занятия могут осуществляться и непосредственно ABA-терапевтом. Разнообразие специалистов и количество занятий зависит от индивидуального случая, особенности которого обсуждаются на первой встрече.

Важно отметить, что успешность формирования нового поведения зависит не только от терапевта, но и от родителей и близкого окружения ребенка, поскольку большую часть времени он проводит именно в общении с ними. Только слаженная работа ABA-терапевта и родителей приведет к хорошим стойким результатам занятий. Положительные изменения при качественном обучающем воздействии, а также содействии родителей, появляются довольно быстро.

Эффективность АВА-терапии

По результатам исследований, около половины детей с аутизмом, которые прошли обучение по программе АВА, смогли учиться в обычных общеобразовательных школах наравне с другими сверстниками, а у более 90% детей улучшилось состояние и поведение.

Эффективность ABA-терапии обусловлена тем, что в обучении сложные действия делятся на маленькие части, которые осваиваются постепенно с помощью способности к имитации. При этом положительный результат подкрепляется наградой, что также мотивирует ребенка обучаться.  Навыки, которые было сложно осваивать ребенку, особенно ребенку с РАС, теперь состоят из небольших последовательных действий, выполнение которых уже требует меньших усилий. Так постепенно ребенок осваивает сложные действия, например, научается внимательно слушать, самостоятельно одеваться и т.д.

Кроме того, положительные результаты применения прикладного анализа поведения достигаются благодаря индивидуальному подходу к каждому ребенку.

В результате АВА-терапии ребенок сможет:

  • улучшить навыки взаимодействия с другими людьми;
  • лучше обучаться;
  • избавиться от отклонений в поведении;
  • улучшить интеллектуальное развитие или даже достичь нормального для их возраста уровня;
  • обучиться навыкам, необходимым для самостоятельной жизни.

Есть вопросы по ABA-терапии? Звоните нам по тел.: (812) 642-47-02.

    Также вы можете связаться с нами через популярные мессенджеры: