Задержка речевого развития

Задержка речевого развития (ЗРР) проявляется в замедленном освоении функций речи в раннем детском возрасте (от 1 года до 3 лет).
В период развития ребенок овладевает богатым и сложным языком: от начального лепетания до ритмичных звуков и осмысленных предложений с использованием различных частей речи. Задержка темпов речевого развития говорит о том, что нарушен процесс усвоения элементарного словарного запаса, который должен формироваться с раннего возраста у детей до 3-4 лет. У некоторых детей процесс освоения языка происходит более медленно.

Нормы речевого развития

Чтобы понимать, какие признаки являются показателями задержки темпов речевого развития, необходимо знать нормы:

  • К 1 году ребенок должен осмысленно произносить 10 слов.
  • К 1,5 годам пассивный словарь насчитывает более 200 слов.
  • К 2 годам речь является основным средством общения ребенка со взрослыми. В этом возрасте он охотно говорит только с близкими, хорошо знакомыми людьми, но речь еще не становится средством общения детей друг с другом.
  • После 2 лет наблюдается «лексический взрыв», когда ребенок самостоятельно формирует предложения.
  • К 3 годам словарный запас ребенка достигает 1200-1300 слов, обогащается состав речи – ребенок употребляет почти все части речи, хотя и не всегда правильно. Происходит расширение функций речи, она становится  основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.

Темповая задержка речевого развития характерна для детей, у которых период «пассивного словаря» затянулся и продолжается свыше 2,5 лет. Исследования показывают, что к 2 годам ребенок уже может формировать предложения, состоящие из 3-5 слов.

Причины задержки речевого развития

Причины задержки речевого развития условно можно разделить на органические и психологические. К первой группе относят нарушения в период внутриутробного созревания, черепно-мозговые травмы, различные инфекции, повлиявшие на развитие ребенка, тугоухость, неврологические проблемы.
Одной из самых главных психологических причин, которая может негативно влиять на речевые способности, является неблагоприятный климат в семье, в которой растет и воспитывается ребенок. Если он часто наблюдает ссоры и ругань, у ребенка наблюдается эмоциональный стресс, который может привести к ЗРР. Еще одна из причин задержки речевого развития – педагогическая запущенность. Если с ребенком мало общаются, у него нет стимула говорить. Также к данной группе относят сильный испуг и неблагоприятную социальную среду – например, ребенок находится в зоне боевых действий, где и он, и его родители постоянно испытывают стресс.

Определение степени задержки речевого развития

Иногда к нам обращаются клиенты, детям которых в карточке для детского сада написали следующее: «ЗРР 3 степени», «ЗРР 2 степени», «ЗРР 1 степени». Что под этим имеется в виду?
Диагноз «задержка речевого развитие» имеют право ставить только врачи. Как правило, речь идет о неврологах.
Степени развития речи определяют логопеды, объединяя в своих записях вполне конкретный диагноз «ЗРР и степень развития речи».
Чтобы понимать, что же такое «ЗРР 3 или 1 степени», вкратце познакомимся именно со степенями развития речи.
1 степень является самой «жесткой». Она характеризуется лепетанием, звукоподражанием, отсутствием связных предложений, в употреблении ребенка только отдельные осмысленные слова, как правило, касающиеся бытовых предметов.
2 степень – ребенок строит предложения, но слова могут носить «лепетный» характер, быть незаконченными. Начинается использование различных грамматических форм.
3 степень – у ребенка имеется развернутая речь с небольшими отклонениями в произнесении звуков, грамматических форм слов.
Несмотря на общепринятое деление по степеням (уровням/стадиям) у двух детей с одинаковыми записями в карточке могут быть совершенно разные трудности.
С одним ребенком нужно больше заниматься грамматикой, а с другим – объяснять разницу между звуками.

Лечение задержки речевого развития

Лечением задержки речевого развития занимаются, как правило, неврологи и логопеды. Врачи и педагоги совместными усилиями помогают ребенку справиться с поставленным диагнозом.
Чтобы максимально быстро и эффективно помочь ребенку с диагнозом ЗРР, центр «Эмбер» перед началом занятий с логопедом или дефектологом проводит консилиум специалистов. Принимает ли ребенок какие-нибудь лекарства, назначенные неврологом, какие слова он знает и употребляет, каков его пассивный лексический запас, нет ли каких-либо дополнительных диагнозов или отклонений – все это важно для составления коррекционного плана занятий.
Коррекцией речи при ЗРР занимаются логопед и дефектолог, реже с ребенком или семьей работает психотерапевт или психолог.
Специалисты Центра Ember в своих занятиях при необходимости применяют различные процедуры:

  • Томатис-терапию;
  • логопедический массаж;
  • работа с речевыми зонами и биологически активными точками;
  • стимулирование работы мозга посредством ДЭНАС-терапии;
  • игровые методы;
  • арт-терапия и многое другое.

Важная составляющая нашей методологии – создание благоприятной обстановки для ребенка.
Огромное значение мы уделяем крупной и мелкой моторике, которая положительно влияет на развитие внимания, координации, воображения, образования нейронных связей.
Наши специалисты имеют большой опыт работы с детьми и к каждому находят свой подход, чтобы ребенок с удовольствием приходил на занятия, не боялся и не стеснялся работать над своими трудностями и в итоге справился с поставленным ему диагнозом на радость родителям и близким.

Запишитесь на консультацию логопеда по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте







Будем рады записать Вас к нашим сотрудникам: