Полевое поведение

 

Полевое поведение – это поведение, при котором человек руководствуется исключительно эмоциями, случайными внешними стимулами, при этом уровень произвольности его поступков существенно снижен. Все действия подчинены текущему моменту, а не внутренним правилам, поставленным целям или потребностям. В раннем детском возрасте такая реакция на мир считается нормальной. Но если ребенок старше 3 лет ведет себя таким образом, это говорит о недоразвитости волевой сферы.

Примерами служат подобные моменты – человек не ориентируется на собственные мотивы (пришел, куда позвали, увлекся тем, что показали, эмоционально вовлекся в провокацию и пр.). Во взрослом возрасте непосредственную связь с полевым поведением имеет локус контроля (внешний), проявляющийся приписыванием своих достижений, неудач и любых жизненных событий внешним факторам. Противоположное поведение (волевое) показывает целенаправленность действий, контроль ответов на внешние стимулы.

Специалисты говорят о полевом поведении как о характеристике человека во время таких видов обследования, как медицинское (неврологическое, психиатрическое), логопедическое, нейропсихологическое. Такая черта свидетельствует о:

  • нарушении или несформированности произвольной регуляции деятельности;
  • сниженном уровне сознания (у взрослых) или его недостаточности (у детей);
  • нарушениях внимания, контроля действий.

Полевое поведение является клинической характеристикой, которая обычно дается либо детям с особенностями развития (алалия, РАС, СДВГ), либо взрослым с органическим повреждением головного мозга (либо имеющим интеллектуальную недостаточность с детства).

Полевое поведение влечет за собой трудности социальной адаптации – ребенку тяжело выполнять социальные требования в группе детей, как в игре со сверстниками, так и на занятиях, например, в детском саду. Впоследствии данное нарушение становится причиной возникновения проблем с усвоением школьной образовательной программы и снижения общего уровня развития.

Причины полевого поведения

Отсутствие внутреннего контроля над собственным поведением является признаком эмоциональных, неврологических и психических нарушений, несформированности волевой сферы. Наиболее распространенные причины возникновения полевого поведения:

  • органические нарушения в работе головного мозга, в частности, несформированность лобной доли, и другие;
  • родовые травмы;
  • травмы, полученные непосредственно после рождения;
  • психические отклонения, связанные с интеллектуальной и мыслительной сферами.

Полевое поведение – один из симптомов большого количества нарушений развития, таких как аутизм (РАС), УО, алалия, СДВГ. При этих расстройствах проявляются разные симптомы –  речевые, поведенческие, эмоциональные.

Коррекция полевого поведения

Поскольку полевое поведение является одним из важных симптомов различных нарушений развития, таких как аутизм, РАС, СДВГ, необходима не только тщательная коррекция, но и своевременная диагностика. Перед началом коррекции важно пройти комплексную диагностику и установить причины полевого поведения, правильно поставить диагноз. Наиболее ранние признаки нарушения психомоторного развития способен обнаружить невролог уже в трехмесячном возрасте, позже родители сами могут замечать некоторые странности в поведении ребенка и обращаться за консультацией, как к детским психологам, так и к психиатрам, и к педагогам-дефектологам.

Первое, что нужно сделать – обратиться к специалистам и выяснить точную причину происходящего. Обязательны консультации: невролога, психиатра, сурдолога, нейропсихолога, логопеда-дефектолога. В нашем центре есть услуга консилиума, после которой мы пишем подробное заключение и направляем на необходимые обследования. Единой схемы коррекции не существует. Если выявляется аутизм, то будет одна коррекция, если алалия – другая, и так далее.

Полевое поведение – это лишь внешний симптом. По сути, у индивида, страдающего этим нарушением, сохраняются лишь базовые рефлексы и биологическая ориентировка, а эмоционально-волевая часть психики находится в выключенном состоянии. У него отсутствует образ «Я», схема собственного тела, понимание обращенной речи (в грубой версии). После того, как выставлен диагноз,  исходя из его показаний может применяться медикаментозная терапия. Но основной упор идет на нейропсихологическую и логопедическую коррекцию, сенсорную интеграцию, занятия с психологом.

Чтобы помочь ребенку с полевым поведением дома, необходимо:

  • Создать неизменность пространства дома. Чем чаще будет меняться обстановка, переставляться предметы, тем больше они будут привлекать внимание ребенка, не давая сосредоточиться на волевых задачах. Оптимально, чтобы пространство в группе детского сада также соответствовало этому.
  • Минимум игрушек, нужно избегать сенсорного перенасыщения. Оптимально, если в доступе ребенка есть 3-5 разных игрушек, которые периодически можно менять. Это позволит ребенку лучше сосредоточиться на игре без перевозбуждения. Кроме того, такой подход благотворно влияет на мотивацию к взаимодействию и игре со взрослым.
  • Повторяемость действий после каких-то процедур, создание определенных ритуалов, четкий режим дня. Таким образом, у ребенка закрепляются необходимые модели поведения и появляется понимание, что мир устроен по правилам. Это касается не только занятий, можно кружить ребенка по утрам после того, как он проснется, или качать на мяче перед сном – это поможет формировать привычку, как замену волевому поведению. Формирование стереотипных бытовых ситуаций, повторяющихся до деталей из раза в раз, формирует каркас действий. Далее ребенок сам или при помощи взрослых сможет расширять и дополнять имеющуюся схему, не рассеивая внимание на внешние стимулы.

При полевом поведении необходима комплексная коррекция как можно раньше. Потребуется участие команды специалистов, включающей психиатра, невролога, нейропсихолога, дефектолога, логопеда и психолога. В таких случаях очень важно грамотно составить план реабилитации с медикаментозным лечением и психолого-педагогической коррекцией и придерживаться плана регулярных занятий.

Text.ru - 100.00%

Дефектолог, олигофренопедагог Королева Виктория Николаевна

Если вы обнаружили у своего ребенка признаки полевого поведения и хотите пройти комплексную диагностику, звоните по телефону +7 (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.

Вашему ребенку нужна коррекция поведения? Звоните и записывайтесь на прием, и наши специалисты вам обязательно помогут!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *