признаки сдвг

Признаки СДВГ

Расстройства внимания – это большой спектр нарушений, имеющих различные проявления и происхождение. В современной науке есть несколько рабочих гипотез, позволяющих объяснить механизмы нарушений внимания. Они касаются как структурных изменений (лобная доля, ретикулярная формация, базальные ганглии, мозжечок, мозолистое тело), так и биохимических. Однако диагноз «СДВГ» (синдром дефицита внимания и гиперактивности) по сей день остается описательным и ставится посредством наблюдения признаков на протяжении длительного времени (более 6 месяцев). Также важно для постановки диагноза раннее начало проявлений расстройства (не позднее 6 лет).

В структуре нарушений внимания можно выделить:

  • Собственно, дефицит внимания. Данное нарушение имеет свою специфику. На практике часто бывает, если дать ребенку с «классической» формой СДВГ и нормальным интеллектом тест Тулуз-Пьерона (это такая корректурная проба) в индивидуальном тестировании, он справится хорошо. Тот же тест в шумном классе он сделает плохо. То есть в данном случае проблем с концентрацией внимания нет, но сильно повышена отвлекаемость на побочные стимулы. Также есть «сверхсфокусированное расстройство внимания» — когда тот же самый процесс нарушен в обратную сторону, то есть переключение внимания крайне затруднено (именно поэтому речь про спектр нарушений). Высокая мотивация и интерес к выполнению задания в большинстве ситуаций улучшают внимание.
  • Нарушения управляющих функций, планирования и контроля. Проявляются как импульсивность, неспособность просчитать вперед свои действия, организовать собственную деятельность (например, в решении задачи, в сборе рюкзака в школу), невнимательность к своим ошибкам (например, пропуск букв на письме), неаккуратность, неумение ждать. Хорошая новость: внешние опоры и помощь сильно помогают ребенку организоваться.
  • Повышенная двигательная активность, суетливость, ерзанье, копошение. Такого ребенка видно сразу. Сев за стол, он начинает перебирать все, что на нем лежит, открывает ящички, крутит ручки и карандаши, элементы одежды. Он не может сидеть ровно, «растекается» по столу или стулу. Следует отличать от обычной высокой двигательной активности детей, наделенных от природы ярким темпераментом. Гиперактивность присутствует не во всех формах синдрома дефицита внимания. Такое поведение, по некоторым данным, является попыткой скомпенсировать недостаток активации в подкорковых структурах, а также может быть проявлением сенсорного поиска (есть данные, указывающие на нарушение сенсорной обработки у детей со спектром нарушений внимания).
  • Нарушения поведения и коммуникации. Такие дети всегда имеют трудности адаптации в коллективе. Они могут быть агрессивными, практически всегда не чувствуют личностных границ (например, обращаются к педагогу на «ты», могут трогать незнакомых людей за «несоциальные» части тела – лицо, попу и т.д.), импульсивны, имеют трудности самоконтроля. Наряду с трудностями внимания и управляющих функций все эти черты делают такого ребенка очень неудобным для формальных коллективов. Педагоги жалуются на таких учеников, раздражаются, не хотят с ними работать.

Нарушения из спектра дефицита внимания могут быть коморбидны следующим состояниям (то есть могут сочетаться с ними):

Существуют диагностические признаки по DSM-IV и по МКБ-10, по которым выставляется диагноз врачом-неврологом или психиатром (если интересуетесь, загуглите). Важно, что этот диагноз выставляет только врач. Ко мне как к нейропсихологу часто обращаются с вопросом: «Есть ли у моего ребенка СДВГ?», — в данном случае я могу диагностировать структуру дефицитов относительно работы мозговых структур и порекомендовать с моим заключением обратиться к врачу. Для диагностики также хорошо использовать в совокупности с критериями когнитивные вызванные потенциалы P300 (там объективно можно оценить нарушение произвольного внимания).

Что делать с СДВГ?

Если диагноз выставлен верно, то вероятнее всего, он никуда не денется. Он сохраняется во взрослом возрасте, хотя проявления могут меняться. Но можно и нужно помогать ребенку и работать над смягчением проявлений и внешней организацией деятельности.

  • Обязателен режим. Очень нужен дневной сон! Хотя именно с ним часто у таких детей проблема. Но очень важно дать нервной системе отдых, иначе проявления СДВГ к вечеру будут усиливаться.
  • Внешняя опора. НЕ делать ЗА ребенка, а помогать организоваться: напоминалки, ежедневник, будильник, система поощрений. Родителям важно набраться терпения и отдавать ответственность.
  • Естественные способы регуляции активации и релаксации (например, подушка-балансир). Прогулки, переключение видов деятельности, гигиена сна и отдыха, свободное время, спорт в удовольствие, система с хорошей дисциплиной (часто это также спорт, военизированные организации, но главное без насилия над ребенком). Поиск и использование интересов самого ребенка. Поддержка, а не наказание.
  • Неврологическое лечение – прием препаратов. Поскольку нарушения почти всегда затрагивают систему нейромедиаторов, то на биохимию воздействовать обязательно. Ищите хорошего невролога, фенибут и пантогам хороши не всегда и не для всех, нужны более специфичные препараты. Здесь врачи вам лучше расскажут, а я могу лишь кратко пересказать информацию из лекции профессора Чутко (он у нас в Питере главный исследователь в области СДВГ): это должны быть антидепрессанты, психостимуляторы (у нас в стране под запретом, а на западе очень широко используются при СДВГ, но не для всех форм эффективны), страттера, ноотропы, анксиолитики, седативные препараты. Но ни в коем случае не занимайтесь самолечением, можно сделать хуже!
  • Психологическая коррекция, психотерапия – родителям и ребенку. Важно, потому что расстройство порождает много проблем в коммуникации и поведении.
  • Нейропсихологическая коррекция. Мне видятся следующие задачи: работа с вестибулярной системой, 1 (подкорка) и 3 (лоб) ФБМ. Развитие произвольности, самоконтроля, улучшение работы активирующих структур. Томатис использую как дополнение (он дает вестибулярное насыщение и снижает тревожность, которая часто присутствует). Плюс коррекция сопутствующих нарушений (часто – диспраксия, т.к. тоже от вестибулярной системы происходит).

Text.ru - 100.00%

Нейропсихолог Александрова О.А.

Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *