Детский логопед

Логопед – специалист, который выявляет и с помощью различных коррекционных методик устраняет дефекты речи как у детей, так и у взрослых. Логопедия – наука, которая находится на стыке педагогики, медицины и психологии.

Зачастую родители, сталкиваясь с проблемами развития речи у ребёнка, ошибочно полагают, что им нужен именно «врач-логопед» и начинают разыскивать специалиста с медицинским образованием. Но это не верно. В «Номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» такой специальности, как «логопедия», нет. Логопеды проходят подготовку в педагогических вузах на кафедрах педагогики, филологии, социальной и коррекционной педагогики, дефектологии и проч. Важно понимать разницу. Так как логопед не имеет медицинского образования, он не ставит врачебных диагнозов (т. к. есть понятие «логопедический/речевой диагноз») и не назначает медикаментозного лечения и процедур (но назначает профилактические мероприятия, например, логопедический массаж, ДЭНАС-терапию). Для этого есть соответствующие специалисты: невролог, отоларинголог, реабилитолог и др. (в зависимости от первопричины нарушения развития речи).

Логопед же после беседы с ребёнком и родителями составляет логопедическое заключение, то есть описание состояния речи на текущий момент времени и впоследствии занимается коррекционно-педагогической работой по устранению тех или иных проблем речевого развития.

Также следует разделять такие специальности как учитель-логопед и логопед-дефектолог. Деятельность логопеда-дефектолога подразумевает под собой работу с особенными, «сложными» детьми, у которых проблемы развития речи имеют более серьёзный характер (алалия, дизартрия, ринолалия, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи), в том числе связанные с какими-либо тяжёлыми травмами или сопутствующими заболеваниями (ДЦП, расстройство аутистического спектра, умственная отсталость и т.п.).
Учитель-логопед - специалист, который занимается устранением более лёгких речевых дефектов у здоровых детей. В основном его работа направлена на:

  • «постановку» (коррекцию, улучшение чёткости) звуков у детей, страдающих дислалией – нарушением звукопроизношения;
  • избавление от заикания (логоневроза);
  • регулировку громкости голоса и исправление интонаций;
  • развитие грамотной, связной речи, артикуляционной моторики, памяти, внимания;
  • расширение лексикона;
  • предотвращение и исправление нарушений письма и чтения.

С другой стороны, нужно понимать, что на практике жесткого разделения между профилями работы учителя-логопеда и логопеда-дефектолога нет. На сегодняшний день речевые проблемы в развитии детей чрезвычайно распространены, и часто случается, что и учитель-логопед вынужден проводить занятия с детками, имеющими более сложные проблемы речи, то есть выполняет роль дефектолога. И наоборот, логопед-дефектолог, имеющий опыт работы со сложными нарушениями, обязательно поможет ребенку с дислалией или дисграфией.

Среди родителей и, к сожалению, некоторых специалистов бытует мнение, что посещать логопеда до достижения ребёнком четырёх- или пятилетнего возраста не имеет смысла – якобы до этого времени ребёнок сам справится с речевым развитием. Но это не всегда так. Родители, не являясь специалистами, могут не придать должного значения отсутствию речи у ребенка в определенном возрасте, малому словарному запасу, дефектам речи своего малыша, надеясь на то, что произношение постепенно нормализуется.

Речь ребенка очень чувствительна и имеет большой потенциал для развития, поэтому крайне важно не упустить время и скорректировать ее нарушения, чтобы не случилось закрепления дефекта в более позднем возрасте. Все процессы в детской психике тесно связаны между собой, и развитие речи влияет на созревание мышления, формирование навыков письма и чтения, становление интеллектуальных способностей в целом. Таким образом, проблемы в развитии речи могут повлечь за собой трудности познавательного и эмоционального характера, которые отразятся на успешности в учебе и уверенности в себе.

К пяти годам речь во многом сформирована, и логопеду придётся исправлять уже закрепившиеся дефекты. А если говорить о задержке развития речи, то можно упустить драгоценное время, которое могло быть потрачено на компенсацию нарушения (чем дольше бездействовать, тем более грубая задержка развития будет развиваться). Самым лучшим временем для развития речи является как раз возраст 2-3 года. В это время уже можно начинать занятия с логопедом, если существует такая необходимость. Более того, если родители замечают в формировании речи какие-то отклонения от возрастной нормы, они могут обратиться за консультацией к логопеду и в 1,5 года. Уже в этом возрасте специалист может определить, насколько правильно развивается речь ребёнка, и дать необходимые рекомендации. Также следует посетить логопеда перед поступлением ребёнка в школу, так как нерешённые в дошкольный период проблемы со звукопроизношением сослужат первокласснику плохую службу: могут возникнуть трудности в общении со сверстниками, сложности в письме и чтении, выражении своих мыслей. Всё это может послужить толчком к развитию комплексов, которые помешают ребёнку полностью раскрыть свой потенциал. Следует помнить, что дефекты речи гораздо проще исправлять «с нуля». Школьникам детский логопед поможет преодолеть такие нарушения письма и чтения, как дислексия, дисграфия, дизорфография, научит грамотно и красиво излагать свои мысли, писать сочинения и изложения.

Обратитесь к детскому логопеду, если:

  • В 2 года ребёнок не говорит совсем или говорит крайне мало и односложно;
  • В возрасте 3 лет говорит невнятно, неразборчиво, не согласовывает слова между собой;
  • У ребенка наблюдается нарушение плавности речи, заикание;
  • У ребенка маленький словарный запас для его возраста;
  • К моменту поступления в первый класс ребенок имеет трудности звукопроизношения;
  • В младшей или средней школе у ребенка проблемы с письмом и/или чтением: пропуск букв, слов, «глупые» ошибки при знании правил.

В том случае, если Вы заметили у своего ребёнка один или несколько из указанных симптомов, необходимо пройти речевую (логопедическую) диагностику. После обследования детский логопед составит индивидуальную коррекционную программу, которая поможет сделать речь ребенка грамотной и красивой, а также даст упражнения для развития речи дома.

При необходимости специалист может написать заключение по результатам логопедического обследования для поступления в детский сад, школу или иное учреждение. Логопеды нашего Центра выезжают на дом к клиенту в пределах Санкт-Петербурга, а также ведут прием в офисе Центра. Для иногородних клиентов мы проводим занятия по скайпу.

Запишитесь на занятия с логопедом для детей в Центре Эмбер по телефону: (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.








Будем рады записать Вас к нашим сотрудникам: