Врожденные расщелины нёба являются одним из наиболее распространенных пороков развития лица и челюстей. Причинами его являются самые разные факторы, воздействующие на плод на раннем этапе его развития.
Нёбо в норме – это образование, которое разобщает полости рта, носа и глотки. Оно состоит из твердого и мягкого нёба. Твердое нёбо имеет костную основу, мягкое небо является задним отделом перегородки между полостями рта и носа и представляет собой мышечное образование. Мягкое небо анатомически и функционально связано с глоткой. Вместе они образуют небно-глоточный механизм, участвующий в дыхании, глотании и речи. Малейшее изменение положения небной занавески влияет на положение голосовых связок. Врожденные расщелины неба нарушают это взаимодействие.
По своему виду дефекты нёба разнообразны. Те, кто столкнулся с этой серьезной проблемой, достаточно хорошо осведомлены о том, какая форма расщелины у них. Кроме того, об этом можно прочитать в многочисленной медицинской литературе.
Остановимся на методике исправления речи у детей с ринолалией. Эта работа должна строиться с учетом особенностей строения артикуляторного аппарата до и после операции уранопластики, влияния органических функций нёбно-глоточного аппарата на звукопроизношение и голосообразование. В зависимости от этого дифференцируются методические приемы при соблюдении принципа индивидуального подхода. Однако, приняты 4 общих этапа работы при коррекции ринолалии:
- подготовка ребенка и его артикуляторного аппарата к изготовлению функционального глоточного обтуратора или к операции уранопластики.
- активизация нёбно-глоточного смыкания после накладывания обтуратора или растормаживание мягкого неба после операции.
- устранение носового оттенка голоса, коррекция звукопроизношения.
- полная автоматизация полученных навыков.
Продолжительность каждого этапа определяется индивидуально в процессе работы. Приступать к целенаправленному исправлению ринолалии следует как можно раньше.
В нашем центре такая работа проводится опытными специалистами – логопедом, дефектологом, психологом. Но прежде всего необходимо тщательно обследовать ребенка, чтобы выявить индивидуальные особенности речевого развития. На основании этих данных составляется индивидуальный план коррекционной работы.
Многочисленные варианты соотношений и проявлений патологических симптомов дают разнообразную клинику ринолалии, не смотря на наличие общих основных патологических составляющих. Это заставляет придавать особое значение индивидуальному подходу в работе. Логопедические занятия с детьми, страдающими ринолалией, проводятся у нас только индивидуально. Групповые занятия при данном нарушении не подходят. На занятиях обязательно присутствует взрослый, который будет заниматься с ребенком дома. Родители должны помнить, что подготовка и постановка звуков при ринолалии продолжается долго. Тем не менее, тщательный подбор приемов коррекционной работы позволяет исправить звукопроизношение и значительно улучшить речь даже при выраженной нёбно-глоточной недостаточности.
Запишитесь на психологическую диагностику по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму ниже
[contact-form-7 id="43" title="Make an Appointment"]