Коррекция дисграфии

Дисграфия - стойкое патологическое расстройство процесса письма, возникающее в результате различных аномалий письменно-речевой деятельности. У человека, страдающего дисграфией, проявляются необычные ошибки письма, не имеющие ничего общего с неграмотностью и проблемами в орфографии. Многие родители и учителя, к сожалению, не проводят различий между этими явлениями, что может приводить к запущенным случаям.

Дисграфия и дислексия - два родственных заболевания, что видно даже из сходства их названий. Оба образованы от древнегреческих корней ("речь" и "письмо" соответственно) с одинаковой приставкой отрицания. Многие аномалии дислексионного характера в конце концов не могут не привести и к отклонениям в процессе письма. Это происходит в первые несколько лет жизни, поэтому дисграфию, как и дислексию, стараются ловить в зародыше и бороться с ней на ранних стадиях развития ребёнка.

Бывает дисграфия, приобретённая во взрослой жизни (из-за травм и заболеваний головного мозга), но это намного более редкие случаи.

При этой патологии ошибки на письме не выглядят как орфографические. Они возникают там, где, на первый взгляд, написание слова очевидно, и больше похожи на описки в тексте у обычного здорового человека (например, "содака" вместо "собака"), только в очень большой концентрации. Это могут быть одни буквы вместо других, перепутанные местами буквы и слоги, не дописанные до конца слова, несколько слов слитно без пробела (подробнее в разделе "Диагностика дисграфии. Примеры дисграфических ошибок").

Поэтому когда учителя и родители говорят школьнику, что он ленится учиться и не старается запоминать правила, им стоит задуматься: возможно, это как раз они не стараются разобраться в ситуации и ленятся сопоставить факты. Особенно если в одном абзаце слово неправильно написано через "а", а на соседней странице тут же рядом - верное написание того же слова через "о". Логично задать себе вопрос: действительно ли это невнимательный лентяй, или у ребёнка проблемы логопедического характера?

Виды дисграфии

Как и в случае с любым другим отклонением, первая задача - правильно диагностировать источник патологии. Мы должны понимать, откуда ноги растут и лечить не последствия, а первопричину.

Специалисты выделяют несколько принципиально разных видов дисграфии в зависимости от источника отклонений на письме, с которыми, соответственно, и бороться нужно по-разному.

Первым, кто занялся классификацией видов дисграфии, был профессор Михаил Ефимович Хватцев, основоположник отечественной логопедии. Ещё в 1964 году он написал пособие для учителей спецшкол и студентов педагогического университета. Хватцев рассматривал пять видов дисграфии, отдельно выделяя дисграфию на почве расстройств устной речи и дисграфию на почве нарушений произносительного ритма.

Уже позже в классификации советского специалиста по логопедии - Ольги Токаревой, структурировавшей представления о дисграфии, базовые направления сводятся к трём:
1. моторная дисграфия;
2. оптическая дисграфия;
3. акустическая дисграфия.

Рассмотрим чуть подробнее основные виды дисграфии, чем различаются источники появления расстройства и характер ошибок.

Моторная дисграфия

Название моторной дисграфии происходит от моторики мышечных движений. Она возникает из-за расстройств рефлексов, отвечающих за связь зрительных и фонетических образов слов с положением и движением руки при написании, "двигательные формулы" букв и слов.

Если у ребёнка в чём-то неполноценно развит моторно-двигательный анализатор, то это приведёт не только к дисграфии, но также к плохому почерку и неаккуратности на письме, хотя сами по себе небрежность и сложности с почерком совершенно не обязательно сопровождаются дисграфическими ошибками и не всегда свидетельствуют о глубинных патологиях.

Другими негативными последствиями проблем с двигательным аппаратом могут быть нарушения в устной речи, поэтому моторная дисграфия нередко сочетается с акустико-фонематической. То есть из-за осложнений с движениями речевого аппарата человек произносит слово нечётко и неправильно, мысленно запоминает его также неверно, а потом к этой проблеме добавляются ещё и трудности с написанием слова из-за плохой моторики пишущей руки.

Иногда моторная дисграфия может быть связана с ошибочным определением рабочей руки. Когда врождённый левша приучается всё делать правой рукой, он не только блоху подковать не сможет, но и своё имя правильно написать.

Оптическая дисграфия

При оптической дисграфии у человека затруднено распознавание и запоминание букв, здесь характерна неустойчивость зрительных впечатлений и ошибки зрительного анализа. Проблемы могут быть в том, что у зрительной системы неточные представления о цвете, размере и форме предметов, нарушение целостного восприятия картинки, как следствие - недостаточное формирование оптического образа буквы, разное прочтение одного и того же слова в разные моменты.

На письме это приводит к путанице и следующим ошибкам:

  • подмена одних букв другими (в случае графически похожих в письменном виде букв: "б" - "д" - "в", "л" - "м", "н" - "и" - "ш" - "т"),
  • недописывание элементов или лишние элементы ("ш" превращается в "ии", лишние точки - "ё" вместо "е"),
  • зеркальное написание букв.

Акустическая дисграфия

В этом случае корень бед нужно искать в расстройствах фонематического слуха, то есть в проблемах с распознаванием отдельных звуков, нарушении механизма ассоциативных связей между зрением и слухом.

Человек с таким отклонением - всё равно что человек, не обладающий абсолютным слухом и музыкальными талантами в окружении выпускников консерватории. Для ребёнка с акустической дисграфией корректно распознать отдельные звуковые фонемы в словах и перенести их на бумагу в буквенном представлении ничуть не легче, чем отличить на слух "си" от "си-бемоль" или правильно сыграть на пианино только что услышанную мелодию. Отсюда пропущенные буквы, перестановки букв, слияние двух слов в одно, замена букв на созвучные и сходные по артикуляции и так далее.

При акустической дисграфии однотипные звуки путают и смешивают между собой:

  • парные согласные (звонкие вместо глухих и наоборот; например, "г" - "к"),
  • шипящие и свистящие ("ж" - "з", "щ" - "сь"),
  • сонорные согласные ("л" - "м" - "н" - "р" - "й"),
  • лабиализованные гласные, близкие по звучанию ("о" - "у").

В классификации Хватцева из общего типа акустической дисграфии отдельно выделяется дисграфия на почве патологий устной речи и дисграфия на почве нарушений произносительного ритма.

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Рассматривается рядом экспертов как отдельный тип дисграфии на почве расстройств произношения и косноязычия. Как и обычный человек, дисграфик записывает то, что произносит, но аномалии в речи приводят к ошибкам письма.

Дисграфия, основанная на неверном ритме произношения

Также Хватцев рассматривает отдельным направлением дисграфию, основанную на нарушениях скорости и ритма произношения. Следствием такой аномалии являются те ошибки, где теряются гласные и звуки в конце слов. Как в той старой детской песенке на музыку композитора Шаинского: "Я тебе говорю - сперва научись не глотать слова".

Диагностика дисграфии. Примеры дисграфических ошибок

А дисграфия ли это вообще? Может быть, дело всё-таки в недостаточном знании правил грамматики или в недостаточном усердии?

Дисграфические ошибки несложно отличить от орфографических. При обычной неграмотности ошибки связаны с типовым "как слышим, так и пишем", когда в тексте появляются неправильные, но вполне понятные "карова" или "медветь".

У людей с дисграфией ошибки будут "неестественные", когда при прочтении текста вслух мы услышим в нём какие-то странные и незнакомые слова, в которых трудно распознать реально существующие. Здесь могут быть следующие варианты:

  • пропущенные буквы и слоги ("лса" вместо "лиса"), иногда - наоборот, лишние ("вететер" вместо "ветер"), недописанные слова ("мног" вместо "много"),
  • переставленные местами буквы и слоги ("доврик" вместо "дворик"),
  • замена букв, которые означают звуки, фонетически и артикуляционно схожие между собой ("шкавы" вместо "шкафы", "лубить" вместо "любить"), отсутствующие или лишние мягкие знаки ("писмо" вместо "письмо", "лесьной" вместо "лесной"),
  • замена букв, которые похожи по написанию ("бомик" вместо "домик"),
  • пропущенные и лишние кусочки букв ("икаф" вместо "шкаф"; на письме "и" состоит из двух одинаковых палочек, а "ш" из трёх таких же палочек),
  • неверное согласование родов и падежей - аграмматические написания словосочетаний ("большая рюкзак", "зелёных листьям") - проявляется в более старшем возрасте.

В отличие от проблем с орфографией, когда неверное написание слова кочует из текста в текст, в дисграфических ошибках одно и то же слово в разных случаях может быть написано по-разному, в том числе и правильно.

Общий механизм письма под диктовку у школьника с дисграфией не отличается от механизма обычного школьника. Услышал - написал. Но в каком-то месте происходит сбой, поэтому "как слышим, так и пишем" дисграфика оказывается не похожим на наше "как слышим, так и пишем". В одних случаях человек слышит верно, а на письме выводит не ту букву, в других - наоборот, сбой происходит на стадии "слышим" (а точнее, на стадии распознавания в слове отдельных звуков).

Выявить дисграфию помогают диктанты и списывания текстов - особенно списывания. Дети, у которых всё в порядке, здесь ошибаются крайне редко, а вот у дисграфиков начинают выплывать те самые недописанные слова, пропуски букв и так далее.

Из самого характера ошибок можно уже делать некоторые выводы об источнике осложнений.

Примеры:

  • если слова искажаются в сторону созвучий ("карасный", "високий", "клуч"), то дело в фонематике;
  • если наиболее частые ошибки связаны с внешним видом букв ("З" вместо "Е", "б" вместо "д", неверное написание букв - зеркальные "р" или "с"...), логично предположить, что дело в каких-то ошибках зрительного восприятия, и с большой вероятностью будет диагностирована оптическая дисграфия;
  • моторную дисграфию следует поискать там, где сбоят двигательные рефлексы - например, когда путают письменные буквы "ш", "т", "и";
  • если ребёнок часто не дописывает слова, такой факт с большой вероятностью указывает на дисграфию. Но чтобы диагностировать её разновидность, нужно смотреть на конкретные слова; дело может быть в неверном зрительном запоминании, может говорить о проблемах с моторикой и повышенной утомляемостью мышц, может быть комбинацией нескольких вариантов, а может вообще объясняться общей физической и психологической усталостью (т.к. дисграфикам вообще тяжело даётся письмо).

Расстройства редко бывают "чистыми", чаще всего имеет место сочетание разновидностей в той или иной степени. В одном диктанте девочка с дисграфией допустила ошибку, написав "в доле" вместо "в поле". Такая необычная ошибка была диагностирована как двойная с промежуточным шагом, который от нас скрыт: "п" вначале превратилась в "б", а уже затем в "д". Здесь произошла комбинация акустической ошибки, связанной с фонетически-артикуляционной похожестью парных звуков "б" и "п", и оптической ошибки (похожие на письме "б" и "д", одна петелька, но направленные в разные стороны хвосты).

Коррекция и профилактика дисграфии

При коррекции дисграфии без вмешательства логопеда не обойтись. Но без помощи родителей, учителей и сверстников двигаться сложно.

Нет смысла заниматься правками сделанных ошибок. Независимо от того, какой вид дисграфии у вашего ребёнка, причина, как мы уже знаем, кроется не в незнании правил, и правки ошибок не помогут. Разобравшись в чём причина, к вопросу коррекции нужно подходить поэтапно.

Детям, у которых сложности с различием на слух похожих букв - скажем, шипящих и свистящих, постепенно объясняем разницу между ними. Например, чтобы объяснить ребёнку, что у кошки на полу - миска, а Мишка - это он сам, но никак не наоборот, фиксируем движения губ и языка в момент произнесения одного звука (и слова, в котором засела проблемная фонема). Чтобы запомнить связь между зрительным образом буквы Ш и движениями мыщц в момент произнесения слова "Мишка", можно поучиться рисовать эти буквы пальцем в воздухе вслепую.

Некоторые простейшие упражнения для разных видов дисграфии доступны и в домашних условиях. Скорее всего, вам уже пришли в голову хорошо знакомые игры с составлением слов из кубиков и магнитов с буквами.

При моторной дисграфии полезно упражнение на прорисовку выхода из лабиринта: хотя здесь нет никакой работы со словами, рисование сложной непрерывной линии тренирует мышечные рефлексы руки. При зрительных проблемах даём упражнения на внимание и на узнавание внешнего облика букв: поиск в тексте заданной буквы (найти и подчеркнуть).

Кстати, мелочи могут играть существенную роль - как негативную так и позитивную. Например, для ребёнка с отклонениями в моторике обращаем внимание на выбор ручек. Ручки с рельефными поверхностями и выпуклостями или карандаши треугольной формы массируют пальцы и увеличивают количество сигналов, поступающих к мозгу. Поэтому такие "неудобные" пишущие принадлежности будут лучше закреплять рефлексы.

Если в раннем возрасте у ребёнка всплыли признаки потенциального развития дисграфии, обратите внимание, не способствуете ли этому косвенно вы сами. Окружение - важная составляющая. Если ребёнок регулярно слышит от кого-то в близком кругу неграмотную речь, он и слова будет запоминать неправильно. А если вас умиляет детский лепет и "меткие" оговорки, это не значит, что следует повторять вслед за ребёнком: "Я тозе покусяль" - или: "Держи свой кусарик", - закрепляя таким образом неверное произношение.

Как выявить дисграфию на ранней стадии

При подозрениях на дисграфию разбираться надо, начиная с определения её разновидности. Чтобы понять, как помочь вашему ребёнку, нужно понять проблему.

Чтобы диагностировать предрасположенность к дисграфии на ранней стадии, следует обращать внимание на потенциальные симптомы ещё в дошкольном возрасте, а в случае подозрительных признаков проводить тесты.

Иногда можно предупредить опасность, когда ребёнок не только писать, но и читать ещё не начал учиться. Одним из возможных сигналов является нелюбовь к рисованию. Обратите внимание на то, как часто ребёнок рисует, и делает ли он это с удовольствием. Если малыша в возрасте до 3-5 лет не тянет поводить кисточкой или карандашом по бумаге, а когда вы садитесь позаниматься этим вместе, он пытается избежать этого всеми силами, это может говорить о проблемах с моторикой. Возможно, ему сложно делать комплексные согласованные движения пальцами, тогда это потенциальная моторная дисграфия, и стоит обследоваться у логопеда.

Смотрите также на качество рисунков - разумеется, со скидкой на общий детский уровень. Ничего страшного, если на рисунке любимый папа напоминает чемодан, вопрос в другом. Есть ли рваные прерывистые линии, слишком сильный или слабый нажим на бумагу, возникает ли у вас ощущение, что ребёнок испытывает негативные эмоции при рисовании? Если да, то и с буквами возникнет та же проблема.

Конечно, ситуации бывают разные, не все дети умеют и любят рисовать, и это совершенно не обязательно должно приводить к патологиям на письме. Например, один из победителей "Тотального диктанта" вспоминал, что с детства его ужасала любая необходимость изобразить на бумаге какой бы то ни было предмет похожим на его реальный прототип, а уроки рисования он ненавидел. На письме такая нелюбовь к изобразительному искусству аукнулась для него плохим почерком, но никак не помешала иметь "пятёрку" по русскому языку. Так что ситуации индивидуальны. В целом потребность рисовать - это нормально для растущего организма, и такие отклонения могут стать первым звоночком.

Что касается акустической дисграфии, здесь нужно понять, нет ли у ребёнка слуховых аномалий, насколько у него развита способность к фонематическому анализу разговорной речи, умение делить речь на отдельные составляющие, формировать из частей целое. Существуют комплексы тестов и заданий, помогающих проверять различные умения, например:

  • умение разделять предложения на слова, слова на слоги, слоги на буквы;
  • умение различать в слове отдельные звуки;
  • работу связи между зрительными образами и словами: ребёнку дают картинки с простыми изображениями, а он выбирает те из них, где изображены предметы, начинающиеся на заданную букву (если есть путаница с конкретными звуками, важно уделить отдельное внимание именно им).

Но не забываем про возрастные особенности и общую динамику развития ребенка. Например, при изучении алфавита многие дети поначалу путают написание и порядок букв. Незачем бить тревогу и бежать к врачам, как только вы увидели зеркально "я" или "р". А вот если спустя длительное время ваш ребёнок продолжает писать своё имя как "ТАНR" - это уже повод задуматься, особенно при наличии других симптомов.

Для полноценной коррекции дисграфии нужны профессиональные навыки и глубокие знания логопедии. Специалисты центра "Эмбер" обладают большим и успешным опытом работы в данной сфере. Перед началом занятий с логопедом мы рекомендуем пройти консилиум специалистов, так как дисграфия с большой долей вероятности может сопровождаться другими отклонениями. В таких случаях комплексная диагностика поможет направить вектор коррекции в нужную сторону.

Логопеды нашего центра

Третьякова Елена Александровна - ведущий специалист в области логопедии, стаж более 10 лет. Принимает в офисе на Новочеркасском проспекте. 

В нашем центре есть услуга выезда логопеда на дом или офис.

Посмотрите странички всех сотрудников нашего центра по ссылке

Цены на занятия можно посмотреть здесь

Если вас интересует коррекция дисграфии или вы хотите пройти комплексную диагностику специалистов, звоните по телефону +7 (812) 642-47-02 или оставьте заявку через форму записи на сайте.







Будем рады записать Вас к нашим сотрудникам: