Логопед – специалист, имеющий педагогическое образование со специализацией по дефектологии, который занимается коррекцией речевых нарушений, а также их профилактикой и выявлением. Средства, используемые в логопедии, основаны на специальных педагогических приемах и основах воспитания, а также неврологии, нейрофизиологии и др. Логопедия – это междисциплинарная область, совмещающая в себе знания многих наук.
К какому логопеду идти школьнику?
Среди логопедов существуют сегменты специализации – детская, медицинская, патологическая, взрослая, травматическая и прочие. Она зависит от того, с какой категорией людей работает специалист. Методы работы со взрослыми будут отличаться от детских, а упражнения, которые актуальны для психически здоровых людей, бесполезны для имеющих отклонения в развитии.
При выборе специалиста отдавайте предпочтение учителям-логопедам или логопедам-дефектологам, имеющим опыт работы с нарушением школьных навыков, синдромом гиперактивности, дислексией, дисграфией, заиканием.
При выявлении логопедических проблем у школьника обычно назначается 5-10 занятий примерно по 20 минут, которые проводятся за счет государства. К сожалению, в большинстве случаев этого недостаточно для полного устранения дефектов речи, поэтому приходится обращаться в коммерческие коррекционные центры или к индивидуально практикующим логопедам.
Во многих случаях, например, при заикании, важна комплексная консультация не только у логопеда, поэтому желательно, чтобы логопед имел возможность взаимодействовать с психологом, нейропсихологом и другими специалистами.
Когда начинать заниматься?
Чем раньше выявляется проблема и чем раньше логопед начнет заниматься со школьником, тем проще и быстрее она будет скорректирована.
Часть проблем выявляется сразу же после начала обучения, поэтому коррекционные занятия лучше провести, пока ребенок учится в младших классах школы. Но это не исключает того, что возможна работа с учащимися средней и старшей школы.
А в целом трудности в школе — чаще всего последствия нерешенных логопедических или речевых проблем в дошкольном возрасте. Бывает, что часть из них просто не успевает компенсироваться к первому классу, поэтому заниматься с детьми на более ранних этапах всегда актуально, при обнаружении нарушений не стоит ждать, когда возникнут проблемы в школе.
Логопед для школьника чаще всего диагностирует и исправляет такие трудности, как:
- дислексия (плохо читает, скорость чтения крайне низкая);
- дисграфия (при письме заменяет буквы схожими по звучанию, аграмматизация, нарушение слитности написания);
- дизорфография;
- дислалия;
- ринолалия и другие нарушения речи.
Перечисленные проблемы в произношении звуков и понимании речи часто обнаруживаются при обучении письму и чтению. Именно поэтому важно обращать внимание на неуспеваемость ребенка и, прежде чем обвинять его в неусидчивости и недостаточной мотивации к обучению, провести комплексное логопедическое обследование.
Нужна ли плановая консультация перед школой?
Плановую консультацию у специалиста необходимо проходить перед приемом в детский сад и перед поступлением в общеобразовательную школу. Явными признаками необходимости коррекционных занятий у логопеда могут быть частые ошибки, которые не поддаются коррекции обычными педагогами, дополнительными занятиями и родительскими объяснениями.
Если вовремя не обратиться за помощью, то в дальнейшем возможно серьезное снижение успеваемости по многим предметам, развитие психологических комплексов и нарушение взаимодействия с окружающими.
Когда школьникам необходим логопед?
Логопед для школьника нужен для:
- коррекции речевых нарушений, связанных с задержкой психического развития и органическими поражениями головного мозга;
- избавления от заикания;
- нормализации устной и письменной речи;
- устранения акцента и правильной постановки звуков;
- постановки речи слабослышащим детям;
- повышения школьной успеваемости, преодоления психологических комплексов и коммуникативных барьеров.
Очень часто логопедические проблемы могут сопровождаться и другими трудностями: нарушение адаптации в школе, проблемы в поведении, повышенная тревожность, гиперактивность, нарушение внимания и другие. Как правило, данные сложности имеют либо общие «корни», либо являются следствием имеющихся речевых трудностей. Поэтому важен комплексный подход к коррекции, что мы и применяем в нашем Центре.
Как составляется программа занятий?
Перед началом занятий проводится диагностика речи ребенка, уровня развития письменных навыков и чтения. После установки диагноза или уровня нарушений составляется индивидуальная коррекционная программа.
Занятия у логопеда в нашем Центре проходят в индивидуальном порядке. Частота занятий и их продолжительность определяются в зависимости от потребностей ребенка. Наиболее эффективной является периодичность посещения 2-3 раза в неделю при длительности одного занятия 45 минут. Но при повышенной утомляемости ребенка это время может сокращаться до получасовых сессий.
При сложных нарушениях речи у школьника рекомендуется комплексный подход. При необходимости в нашем Центре занятия с ребенком могут проводить:
- детский психолог (при заикании, боязни говорить (логофобии), различных психологических комплексах);
- дефектолог (для развития внимания, мышления);
- нейропсихолог.
Также у нас есть Томатис-терапия, которая усиливает эффект от занятий с логопедом и ускоряет процесс коррекции речи, а также корректирует другие сопутствующие трудности в обучении.
Если у школьника нет возможности регулярно посещать логопеда, возможны занятия по скайпу.
Запишитесь на прием к логопеду для школьника по телефону или заполните форму заявки на сайте.
Посмотреть всех наших специалистов можно здесь.
С ценами на услуги психологов можно познакомиться в соответствующем разделе. Цена зависит от времени консультации, квалификации специалиста.