Дислалия – это нарушение звукопроизношения, которое не связано с изменениями физиологического слуха. При дислалии дети склонны менять местами или заменять звуки в словах на другие, так им удобнее их произносить.
Существует две формы дислалии у детей: механическая и функциональная.
Механическая форма напрямую связана с изъянами в устройстве артикуляционного аппарата. Причины дислалии в данном случае — укороченная подъязычная уздечка, дефекты строения челюсти, зубов, и нёба или малоподвижная верхняя губа.
Функциональная форма обычно объясняется социальными условиями развития или биологическими особенностями развития организма ребёнка. Здесь причинами может быть неправильное воспитание речи, подражание речи с ошибками, билингвизм в семье, нехватка педагогических занятий. Также причиной дислалии часто является общая физическая слабость, мозговая дисфункция, недоразвитие фонематического слуха.
Диагностика дислалии
При простой дислалии ребёнок произносит неправильно всего 1-4 звука. В случае сложной — более 4-х звуков произносятся с дефектом.
Обратите внимание на правильность произношения ребенком звуков [р] и [р’], [л] и [л’], шипящих [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящих [с], [с’], [з], [з’], й, [г] и [г’], [к] и [к’], [х] и [х’]. Дефекты озвончения и оглушения, смягчения и твердости (замена парными звуками и наоборот) могут говорить о дислалии у детей.
Определить форму нарушения речи, выяснить возможные причины ее развития и подобрать мероприятия для восстановления звукопроизношения и лечения дислалии в Санкт-Петербурге поможет логопед.
Диагностика формы дислалии и качественная постановка диагноза имеет ключевое значение в построении плана коррекции речевых нарушений.
Коррекция дислалии
Коррекция дислалии в центре Ember — это:
- Речевая диагностика ребёнка. Логопед определит звуки, которые произносятся с дефектом, а также форму дислалии.
- Коррекционный маршрут. Коррекцию дислалии можно разделить на этапы:
- Подготовительный. Задача на данном этапе – постановка верного произношения, ориентируясь на форму дислалии. В зависимости от формы (механической или функциональной) проводится работа по устранению анатомических дефектов в строении артикуляционного аппарата или артикуляционная гимнастика и логопедический массаж.
- Формирование способностей говорить. На данном этапе осуществляется постановка изолированного звучания, автоматизация ранее изолированного звука и дифференциация (при смешении).
- Закрепление. Вырабатываются коммуникативные навыки в произношении отработанных звуков.
- Рекомендации. Логопед в зависимости от формы и сложности дислалии может рекомендовать консультации у других специалистов: дефектолога, детского психолога или остеопата.