Довольно часто встречаю родителей, которые «не верят в Томатис». А и не надо в него верить. Надо понимать, какие задачи в коррекции он решает. Это всего лишь инструмент в нашем деле, как и многие другие. Это не волшебная пилюля, не волшебство, не плацебо, а реальная технология.
Сегодня я расскажу вам про свежее исследование от 2019 года В.Л. Ефимовой и И.А. Лысовой. Исследований по Томатис довольно много, но большинство из них выглядит не очень убедительно, поскольку они не оперируют статистическими данными (в основном, это описание случаев, метод наблюдения, опросники). Именно поэтому я очень благодарна питерским коллегам за то, что научно обосновали результативность метода.
Я часто упоминаю такой метод обследования ребенка, как АСВП (иногда его называют КСВП, это разные модификации одного обследования) – акустические стволовые вызванные потенциалы. Это НЕ проверка слуха, как думают многие родители. Данный метод диагностики позволяет измерить скорость обработки слуховой информации на уровне подкорковых структур мозга (и соотнести с нормативными). У подавляющего большинства детей с задержкой развития, РАС эта самая скорость обработки замедлена (отсюда и нарушения речи, в том числе эхолалии часто).
Также в своей практике я неоднократно замечала, что после 3-4 курсов Томатис результаты АСВП у ребенка улучшаются. То есть уходят «потери» и замедления сигнала на уровне подкорки. Кора получает информацию вовремя и быстрее ее обрабатывает. То есть если говорить про слухоречевую агнозию, нарушения сенсорной интеграции по слуховой модальности – часто причина вообще не в коре!
Суть исследования
В исследовании приняли участие 89 детей (71 мальчик и 18 девочек) в возрасте 2-10 лет с аутизмом (F84) и сенсорной, сенсомоторной алалией (F82). Дети были обследованы психиатром, неврологом, логопедом. Они были поделены на две группы (отдельно аутизм и отдельно алалия, причем все дети с алалией имели аутичные черты). Дети плохо понимали обращенную речь (то есть слуховая речевая агнозия в составе синдрома присутствовала), произвольная речь была не развита, фразы не было, активный словарь беден. Все дети прошли обследование физиологического слуха (норма).
По результатам АСВП – выраженное снижение скорости обработки слуховой информации на уровне ствола.
После первого курса Томатис было проведено повторное обследование с помощью вызванных потенциалов, которое показало статистически значимое улучшение скорости обработки слуховой информации.
После второго курса результаты не только закрепились, но и продолжили улучшаться. Наблюдения невролога и логопеда за детьми в динамике подтверждают это (улучшились понимание речи, речевая активность, глазной контакт, эмоциональная сфера).
Таким образом, по результатам данного исследования метод Томатиса способствует ускорению созревания слуховых центров и трактов в мозге у детей с РАС и нарушениями речи (в том числе за счет улучшение миелинизации аудиторных путей).
Автор: нейропсихолог Александрова О.А.
Для записи на консультацию позвоните по телефону (812) 642-47-02, напишите нам в WhatsApp на номер +79643424702 или заполните форму на сайте.