эхолалия

Эхолалия

Эхолалия – это явление, которое характеризуется автоматическим повторением чужих слов, фраз или частей слов. Для эхолалии характерно отсутствие понимания смысла сказанного, поэтому эхолаликов часто сравнивают с попугаями – они могут повторять как за взрослыми, так и за телевизором или радио.

Подобное повторение сказанного является нормальным для детей в возрасте до 2 лет. Все дети на этапе формирования речи повторяют речь взрослых, как бы репетируя слова и фразы и учась произносить их правильно. В 3 года у нормально развивающегося ребенка эхолалия или проходит совсем, или сохраняется на минимальном уровне.

Существует 2 вида эхолалии:

  • Немедленная – текст повторяется сразу после того, как был услышан.
  • Отсроченная – произнесение слов и фраз, которые были услышаны некоторое время назад и как будто заучены. Отсроченная эхолалия нормальна на определенном этапе развития ребенка, когда он, впечатлившись новым спектаклем или фильмом, проигрывает игровую ситуацию вновь, но если это происходит раз за разом, и ребенок как бы «застрял» в этом, повторяет одни и те же фразы постоянно, имеет смысл обратиться к логопеду или к детскому психологу. Данный вид эхолалии характерен для расстройства аутистического спектра (например, ребенок с РАС при отсутствии нормальной фразовой речи говорит фразами из мультфильмов).

Причины эхолалии

Эхолалия является не диагнозом, а симптомом и проявляется при следующих нарушениях:

  • расстройства аутистического спектра (первазивное расстройство развития, дезинтегративное расстройство, синдромы Каннера, Ретта и Аспергера, псевдоаутизм, атипичный аутизм);
  • шизофрения;
  • синдром Туретта;
  • умственная отсталость (УО);
  • различные формы алалии (дисфазии);
  • задержка развития;
  • нарушения зрения;
  • неврологические нарушения у взрослых (органическое поражение мозга после инсульта, вследствие опухоли или оперативного вмешательства);
  • поражения лобных долей мозга и пр.

Эхолалия часто возникает вследствие нарушения работы речевых зон мозга в левом полушарии, а сами повторения чужой речи являются продуктом правого полушария. Поэтому в возрасте 2-2.5 лет, когда происходит так называемая латерализация функции речи между полушариями (то есть речь «переходит» именно в левое полушарие, это норма у 97% людей, даже для левшей), эхолалия у детей прекращается. Формирование речевых центров в левом полушарии происходит не мгновенно, поэтому эхолалии могут в норме сохраняться до 3 лет, постепенно исчезая. В том случае, когда речевые зоны левого полушария не развились должным образом, за речь продолжает отвечать правое полушарие, что проявляется в форме эхолалий.

Похожие процессы происходят и после инсульта, опухоли, при поражении левого полушария. Речевые центры были повреждены, поэтому коммуникативная продукция приобретает вид повторения слов. Также у таких больных сохраняются матерные слова – «эмболы», детские стишки, разученные до 2-летнего возраста. Также они воспроизводят другие ритмические речевые конструкции, так как ритм обеспечивается правой гемисферой мозга, которая не пострадала и частично взяла на себя функции пострадавшей гемисферы . В редких случаях возможен полный переход речи в правое полушарие без эхолалий, но это, скорее, исключение. Наука до сих пор полностью не может объяснить такие явления спонтанной перестройки мозга.

Выделяют разные формы эхолалий в зависимости от причин, спровоцировавших ее появление. Проявление немедленной эхолалии:

  • способ коммуникации, поддержание разговора – повторением последнего слова или фразы человек будто демонстрирует, что он услышал другого (при этом человек не может сформулировать осмысленный ответ самостоятельно в силу имеющегося дефицита работы мозга);
  • потребность в разговоре – детям, которые только начинают активно использовать речь для коммуникации, бывает сложно сразу включиться в общение, но при этом они пытаются выразить свою заинтересованность в беседе;
  • попытка понять сказанное – при повторении слов человек таким образом глубже погружается в беседу, получает время на осознание, поэтому при обсуждении незнакомых тем у него может возникать эхолалия.

Причины отсроченной эхолалии:

  • Самостимуляция – ребенок или взрослый получает удовольствие от того, что произносит фразы или слова, услышанные ранее.
  • Передача настроения – человек произносит слова или фразы, которые ассоциируются у него с определенными эмоциями, но не являются актуальными в конкретной беседе. Например, он говорит «Я съел вкусный торт». На самом деле он торт не ел, но по этой фразе можно понять, что он доволен, как и тогда, когда съел торт. Аналогичные фразы он произносит и для передачи других эмоций.
  • Способ рефлексии и подведения дневных итогов – обычно в вечернее время человек начинает транслировать все услышанные за день ключевые фразы, будто вспоминая события и делая выводы.

Общей характеристикой для этих видов является то, что повторение слов или фраз оказывает успокоительное воздействие и стабилизирует настроение. Особенно ярко это проявляется у людей с аутистическими нарушениями, для которых в принципе характерны повторения действий, движений, фраз и пр.

Коррекция эхолалии

Для того, чтобы скорректировать эхолалию, необходимо грамотно определить причины ее возникновения. В нашем центре для этого проводится совместная консультация нейропсихолога и логопеда-дефектолога, по результатам которой выдается заключение и составляется коррекционный маршрут.

Также в лечении эхолалии должен принимать участие и невролог, который при необходимости назначает медикаментозную терапию.

Стоит понимать, что без устранения первопричины занятия с логопедом могут быть неэффективными. В ряде случаев после соответствующей терапии неврологических нарушений эхолалия может пройти сама.

На занятиях с логопедом у ребенка расширяется словарный запас, он учится правильно выстраивать предложения, обдумывать свои высказывания. Впоследствии это приводит к тому, что повышаются навыки общения и потребность в эхолалии постепенно проходит.

При необходимости к коррекции подключается детский психолог, помогая ребенку обрести уверенность в себе, снизить тревожность, избавиться от страхов. Специалист на своих сеансах может применять песочную терапию и сказкотерапию.

Помимо этого для устранения эхолалии в нашем центре используется Томатис-терапия. При использовании данного метода в мозгу появляются новые нейронные связи, компенсирующие имеющиеся неврологические отклонения. Кроме этого, после Томатис-терапии улучшается работа слуховой и вестибулярной систем, которые имеют нарушения практически у всех клиентов с проблемой эхолалии. Томатис эффективен для детей и взрослых, в том числе и перенесших инсульт. В нашем центре этот метод применяет нейропсихолог Александрова О.А.

Также для коррекции эхолалии очень важна благоприятная обстановка дома. Родителям рекомендуется минимизировать количество стрессов и снизить тревожность ребенка, чтобы повторение перестало использоваться в качестве успокоительного средства.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *