Скорочтение — противопоказано детям!
— У вашего ребенка трудности с письмом и чтением, у него дислексия и дисграфия.
— Но мы же ходим на скорочтение!
— А это как раз зря!
Такой диалог регулярно происходит в моем кабинете после нейропсихологической диагностики.
Давайте разберемся, может ли помочь скорочтение при трудностях чтения и письма?
Средняя скорость чтения у взрослого человека составляет примерно 160-200 слов в минуту. Реклама курсов скорочтения обещает увеличить ее в 3-5 раз.
Первый курс скорочтения был открыт в 1925 году. Методика создана на основе исследований офтальмолога Эмиля Жаваля. В конце 19 века он обнаружил, что глаз во время чтения совершает быстрые движения (саккады) с короткими остановками (фиксациями). После прочтения части текста мозгу нужно время на когнитивную обработку.
Таким образом, цикл чтения выглядит так: саккада-фиксация-когнитивная обработка. Кроме того, после прочтения некоторых частей материала для понимания прочитанного мы возвращаемся и перечитываем текст заново, на что также затрачиваем время.
Скорочтение предполагает сокращение времени обработки текста за счет:
- Устранения субвокализаций, то есть мысленного проговаривания слов.
- Увеличения величины охвата центрального (фовеального) зрения.
- Снижения числа регрессий.
- Пренебрежения последовательным прочтением слов.
К сожалению, на практике не всё так красиво.
Скорочтение вредно для детей. И вот почему:
- Исторически скорочтение было создано в целях ускорения процесса обучения у взрослых людей, у которых уже был сформирован и автоматизирован навык чтения и которым требовалось читать много книг за ограниченное количество времени. Для детей, у которых есть оптико-пространственные, фонематические проблемы, само чтение не автоматизировано, есть проблемы произвольного внимания, данная техника не подходит.
- Если «развернуть» процесс чтения, то мы получим следующую последовательность: буква-артикулема-фонема. Для соотнесения букв со звуками речи и смысловой обработки нам необходимо проговорить прочитанное. По мере автоматизации этот процесс «уходит во внутренний план». Исследованиями доказано, что органы артикуляции даже во время чтения «про себя» совершают микродвижения, то есть моторная речевая кора и весь речедвигательный анализатор активируются для обработки прочитанной информации. Особенно это актуально для сложных и новых слов. Поэтому подавление субвокализаций ухудшает понимание прочитанного, а на этапе обучения чтению вообще вредно. Особенно для акустико-кинестетического варианта дислексии, когда ребенок имеет в анамнезе нарушения артикуляции и фонематического слуха.
- Большинство современных детей-дислексиков имеет проблемы с лексической стороной речи. Процесс чтения предполагает совмещение аналитической (послоговый, побуквенный анализ слова, последовательное прочтение слов) и холистической (целостной) стратегий. Холистическая стратегия предполагает наличие смыслового угадывания и проверки своей гипотезы в зависимости от контекста. Это хорошо видно на головоломке с переставленными буквами и буквами, замененными на символы. Если у ребенка есть технические сложности с чтением и лексические проблемы, маленький словарный запас, то данный механизм просто не «включится». И никакое скорочтение здесь не поможет.
- Увеличение охвата с помощью центрального зрения – также весьма сомнительная идея. До какого-то предела можно расширить объем одномоментного восприятия, но это весьма ограниченно. Начинает «выпадать» информация либо в центре, либо ближе к периферии. Перед написанием статьи я установила два приложения по скорочтению и специально потренировалась. Ребенку с окуломоторными нарушениями (проблемы произвольного движения глаз) это и вовсе вредно. Гораздо полезнее гимнастика для глаз, использование рамочки во время чтения и специальной указки (или обычного карандаша) для слежения за строкой (чтобы глаза «не разбегались»). Таким образом, снизится стресс во время чтения.
- Сокращение числа регрессий (возвратов) и чтение «по диагонали» также вредно для ребенка-дислексика, поскольку критично для понимания и запоминания прочитанного.
Из всех упражнений, которые я выполнила в приложениях по скорочтению, только одно полезно с точки зрения нейропсихологии – это таблицы Шульте. Подобные задания я также даю при когнитивной нейрокоррекции. Они развивают внимание и также помогают при окуломоторных нарушениях. Во всех остальных случаях я бы не рекомендовала курсы по скорочтению, особенно для детей младше 9 лет, у которых не автоматизирован навык чтения, и для детей более старшего возраста, если у них к тому моменту не решены проблемы с письмом и чтением, а среди диагнозов имеются «дислексия», «дисграфия», «дизорфография».
Нейропсихолог Александрова О.А.
Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.
3 Комментариев
Спасибо!
У ребенка дислексия, хотела записать на скорочтение, но теперь только скачаю приложение таблицу Шульца и нам этого хватит!
Благодарю!
Странно, а преподаватели говорят. что наоборот надо заниматься. даже с диагнозом. нейрогимнастикой стимулировать мозг
До окончания школы чувствовала себя ущербной из-за не способности читать вслух. Научилась только тогда , когда начала читать стихи любимого поэта Лермонтова именно вслух. Видно мозг как-то угадывал продолжение строки и тем самым способствовал навыку чтения. Но я при этом нормально закончила школу ( благо в то время не заставляли детей читать на скорость ). Поступила в технический вуз и затем была неплохим конструктором. Но до сих пор путаю две буквы «Б» и «Д». И постоянно при письме проверяю себя словом «Дом «. За сочинения в школе обычно получала 5 за содержание и 3 за грамотность ( это в лучшем случае). Знала отлично все правила русского языка , но ухитрялась сделать глупые ошибки . Но поступила в институт сдав сочинение на 3 , что было для меня праздником т.к. сдав все другие предметы на 5 не надеялась поступить. Теперь то я знаю , что это дислексия , особенность работы мозга . Почему я это пишу ? А дело в том , что моя внучка унаследовала от меня эту особенность. Учитель требует чтобы она сдала экзамен ( 1 класс ) на скорочтение. А ребенок не может и от этого очень страдает и боится т.к. ее и так отдали в школу в 8 лет , а занималась она с психологом с 6 лет, но никто такой диагноз ей не ставил. Да и родители впервые от меня узнали , что такое возможно. Что теперь делать ? Как нам объяснить учителю , что она не сможет сдать этот экзамен по объективным причинам. Это то же самое как требовать заикающегося ребенка прочитать текст без запинки. Посоветуйте как нам поступить , чтобы у ребенка не развился комплекс неполноценности из-за, переданной по наследству, особенности головного мозга.
Оставить комментарий
Почему мы?
Компания Ember.int – современный семейный центр, работающий с 2012 года. Область деятельности центра — это предоставление качественных услуг нашими специалистами: психологами, нейропсихологами, логопедами, дефектологами
ПодробнееЗаписаться / Задать вопрос