Все мы встречали детей, про которых говорят: «катастрофа», «группа риска», «шило в попе», «ураган» и проч. Эти ребята не могут долго сидеть на месте, им нужно всё время куда-то спешить, что-то хватать, задавать миллион вопросов, не давая даже возможности собеседнику на них ответить. Они требуют к себе повышенного внимания, не слушаются старших, перебивают, болтают без умолку, зачастую вызывая у окружающих раздражение и даже негатив. Что же это такое? Плохое воспитание? Избалованность и вседозволенность? Педагогическая запущенность? Сложный характер? Любой вариант имеет право на существование. Но далеко не всегда ребёнок или его родители виноваты в таком поведении, и причина его может скрываться гораздо глубже.
В наше время мы всё чаще сталкиваемся с такими понятиями, как «гиперактивность» и «синдром дефицита внимания». Это проявления гипердинамического синдрома – поведенческого расстройства развития. Встречается у детей от 1.6 до 15 лет, у мальчиков в 5-6 раз чаще, чем у девочек. Как правило, к 15 годам постепенно сглаживается, но и во взрослом возрасте может оставаться у 40-50% людей по разным данным.
Причины гипердинамического синдрома
Причины возникновения этого расстройства до сих пор точно не выявлены.
Раньше специалисты считали СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) проявлением минимальной мозговой дисфункции, которая связана с травмированием головного мозга в пренатальный период (например, внутриутробная гипоксия плода), во время тяжёлых либо стремительных родов, экстренного кесарева сечения или уже после рождения (травмы головы в период формирования мозга – до 12 лет). В результате травматического воздействия некоторые клетки головного мозга перестают работать, и их функции берут на себя другие клетки, из-за чего нервная система постоянно перегружена. Ребёнку приходится расходовать вдвое больше энергии – для нормального развития и для компенсации мозговой дисфункции. Также к причинам возникновения относят наследственность, психологическую обстановку в семье и проблемы с экологией.
По современным данным нарушения внимания и контроля двигательной активности (тот самый СДВГ) составляют целый спектр разнородных нарушений нейроразвития. Иными словами, СДВГ — это не одно расстройство, и все дети с СДВГ разные. Поэтому в нашем центре мы всегда начинаем занятия с нейропсихологического тестирования.
С точки зрения нейропсихологии у детей с гипердинамическим синдромом отмечается несформированность взаимодействия между стволовыми структурами, подкорковыми ядрами и префронтальной корой головного мозга. У таких ребят может быть повышена истощаемость, ослаблены самоконтроль и способность к планированию собственных действий.
Основные симптомы гипердинамического синдрома:
- гиперактивность – чрезмерная двигательная активность, суетливость, повышенная тревожность, беспокойство, беспорядочные непроизвольные движения. Такая бестолковая кипучая деятельность приводит к переутомлению, которое выражается в ещё большем перевозбуждении. Это часто влечёт за собой нарушения сна;
- дефицит внимания – ребёнок испытывает сложности с концентрацией внимания. Ему трудно надолго сосредоточиться на чём-то одном, особенно если это для него не слишком интересно. Это не значит, что такого ребёнка совсем невозможно чем-то увлечь, напротив, если занятие ему по душе, он может даже погрузиться в него на несколько часов. Проблема в том, что в жизни далеко не всегда удаётся заниматься только тем, что нравится, поэтому ребёнку, имеющему нарушения внимания, приходится тяжело. Высидеть целый урок, решать задачи и примеры по определённому алгоритму, подчиняться общепринятым правилам и инструкциям для него мучительно;
- импульсивность – ребёнок сначала делает, потом думает (отвечает на вопрос, не дослушав его до конца, может без разрешения вскочить и куда-то побежать, потому что его что-то заинтересовало, даже если это происходит во время школьного урока). Импульсивный ребёнок не может уложить свои действия в жёсткие рамки правил поведения, он страдает от частых перепадов настроения, бывает вспыльчив и даже агрессивен.
Так как часто гипердинамический синдром является следствием неврологических проблем, многие дети страдают от нарушений координации (например, испытывают сложности при завязывании шнурков, раскрашивании, имеют проблемы с равновесием, зрительно-пространственной координацией). Кроме того, у 66% наблюдаются такие расстройства, как дислексия и дисграфия, у 61% — дискалькулия. Также имеют место задержки речевого, психоречевого развития и заикание.
В ряде случаев у ребят с СДВГ могут на первый план выходить эмоционально-поведенческие трудности: агрессия, тревожность, протестное поведение, отсутствие мотивации к обучению.
Итак, гиперактивный ребёнок – это вечный двигатель. Большинство специалистов придерживаются мнения, что до 4-5 лет ставить диагноз «гипердинамический синдром» нельзя. Однако заподозрить склонность к гиперактивности можно ещё в младенческом возрасте, когда малыш каким-то невообразимым способом умудряется выпутываться из пелёнок, в которые его только что заботливо запеленали, слишком быстро перебирает игрушки (хватает одну, тут же бросает, берёт другую только для того, чтобы тут же выбросить), часто беспричинно плачет, плохо спит. Такие дети зачастую раньше сверстников садятся, начинают ползать, ходить (вернее будет сказать, сразу бегать), говорить (чаще всего слишком быстро и неразборчиво). Когда гиперактивный малыш начинает передвигаться по квартире, родителям приходится все свои силы пустить на то, чтобы уберечь его от травм, а мебель и предметы быта — от разрушения. Именно эти дети чаще других опрокидывают комоды, стаскивают со стола скатерти вместе с посудой, собирают головой все косяки и углы в квартире, застревают между прутьями кроватки, вываливаются из манежа, носятся, как угорелые, теряются на улице и в общественных местах, убегают, могут резко выскочить на дорогу под колёса машины. Характерно, что такие дети не делают выводов из собственных ошибок (если уже падал с высокой горки или качели, не задумываясь, полезет туда снова). Часто имеют проблемы в общении, причём не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми, из-за свойственной импульсивности бывают вспыльчивы, но при этом не злопамятны (ребёнок может в порыве гнева разломать игрушку или толкнуть, но обиду долго держать не будет и через некоторое время станет вести себя как ни в чём не бывало). Дети с гипердинамическим синдромом часто кажутся взрослым эгоистичными, навязчивыми и грубыми. Но это не так. Им просто трудно сконцентрироваться, чтобы проанализировать эмоциональное состояние других людей (то есть они не думают, что могут расстроить, обидеть, вызвать раздражение у собеседника, им не хватает для этого внимания).
Чтобы облегчить жизнь гиперактивного ребёнка, необходимо следовать несложным правилам, а именно:
- выработать чёткий режим дня;
- стараться меньше ругать;
- разработать правила поведения (например, ввести систему поощрений и штрафов);
- чаще хвалить;
- учить правильно распределять силы;
- беречь от переутомления:
- меньше требовать;
- давать возможность выплеснуть энергию в активных играх;
- приучать к пассивным играм;
- поддерживать благоприятный психологический климат в семье.
Если вы замечаете за своим ребёнком подобное поведение, на него часто жалуются воспитатели или педагоги, и вы начинаете подозревать у него наличие гипердинамического синдрома, не нужно пытаться ставить диагнозы самостоятельно, необходимо обратиться к специалистам (неврологу, нейропсихологу и детскому психологу).
Лечение детей с гипердинамическим синдромом
СДВГ — это не приговор, но данный синдром требует внимательного отношения и большого терпения родителей. В практике нашего центра накопился большой опыт помощи таким детям.
Поскольку все дети с гипердинамическим синдромом очень разные (не смотря на кажущееся внешнее сходство), важно провести подробное нейропсихологическое тестирование
В результате нейропсихологической диагностики определяется картина основных нейропсихологических дефицитов. Например, один ребёнок с СДВГ будет иметь высокую истощаемость, другой — низкий уровень непроизвольной регуляции, третий — иметь функциональную несформированность лобных отделов коры. В зависимости от этого нейропсихолог каждому ребёнку даст разные рекомендации, предложит маршрут занятий. Нейропсихолог — это не врач, он не ставит диагноз, но может написать своё подробное заключение с результатами тестирования, и дополнительно порекомендовать обратиться к неврологу, психиатру, отоларингологу для консультации. Такой комплексный подход обеспечит наилучший результат занятий.
Очень часто дети с СДВГ имеют эмоционально-поведенческие особенности. В таких случаях важно обратиться к психологам нашего центра. Они дадут рекомендации по детско-родительским взаимодействиям, адаптации в садике и школе, воспитанию гиперактивного ребёнка.
В ряде случаев у ребят с СДВГ наблюдается нарушение сенсорной интеграции. Такие дети могут грызть воротники рубашки, ручки, бесконечно двигаться без цели, плохо ощущать свое тело. Часто они имеют моторную неловкость, проблемы с почерком. Для этой группы детей в нашем центре проводятся занятия по сенсорной интеграции
Работа с родителями
Воспитание детей с гипердинамическим синдромом – процесс непростой, многие родители теряются, у них опускаются руки, пропадает вера в себя, появляются симптомы выгорания, поэтому им тоже не помешает помощь психолога. Специалист научит их правильному поведению с гиперактивным ребёнком, подскажет, как его воспитывать, общаться с ним, избегать конфликтов и стрессов. Важно выработать грамотную педагогическую стратегию для того, чтобы чётко организовать жизнь ребёнка, режим его дня, помочь ему адаптироваться в социуме.
Все детские психологи нашего центра в процессе занятий с ребёнком дополнительно проводят так называемые родительские сессии, где дают обратную связь, отвечают на вопросы родителей и консультируют по различным аспектам детского-родительских отношений.
Работа с гиперактивными детьми
СДВГ требует комплексного подхода. Невролог, психиатр, нейропсихолог, психолог, сенсорный терапевт, — это те специалисты, которые могут входить в ваш маршрут коррекции (не обязательно все сразу). У каждого гиперактивного ребёнка будет свой «профиль» и свой личный план занятий. Нет универсального рецепта, но при желании можно найти индивидуальное решение.
Мы рекомендуем не тянуть и обращаться на консультацию сразу при подозрении на нарушения внимания и гиперактивность. С течением времени при отсутствии помощи проблемы обычно лишь накапливаются: усугубляются нарушения поведения, проблемы адаптации в детском коллективе и обучения, страдает атмосфера в семье. Наши специалисты поддержат, дадут необходимые рекомендации и сформируют маршрут занятий.
Нейрокоррекция поможет развить произвольное внимание, саморегуляцию, повысить работоспособность, развить усидчивость и предотвратить проблемы школьного обучения. Занятия с детским психологом помогут ребёнку повысить самооценку, развить навыки социального поведения, снизят тревожность, научат самоконтролю. Общение со специалистом обеспечит атмосферу необходимого понимания и сопереживания вместо привычной критики и ругани. Психолог поможет родителям найти подход к своему ребёнку и сохранить собственную устойчивость.
Вам будут полезны следующие статьи:
Если Вы хотите записаться на консультацию, позвоните по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.