Сенсорная интеграция для детей

сенсорная интеграция у детей

Теория сенсорной интеграции была разработана американским эрготерапевтом Энн Джин Айрес в 1950-х годах.

Сенсорная интеграция – это непрерывный и бессознательный процесс обработки поступающей сенсорной информации нашим мозгом. Каждую секунду мы получаем массу информации от различных органов чувств – слышим, как за окном проехала машина, видим, что ярко светит солнце, стало жарко, мы ощущаем, как тронулся поезд, понимаем, куда едет лифт, точно знаем, с какой силой нажатия нужно держать стеклянный или пластиковый стаканчик так, чтобы не пролилась вода, распознаем, достаточно ли разогрелась еда. Даже в состоянии покоя наш мозг работает и получает информацию от внутренних органов, дает знать, жарко ли нам или холодно, достаточно ли удобно мы лежим и так далее. Если во время сна мы услышим резкий звук, резко изменится наше положение тела, разболится живот, то сенсорные системы сразу разбудят нас, дав много возбуждения в системы головного мозга.

Информации становится еще больше, когда мы начинаем совершать какие-то движения, к примеру, занимаясь спортом. Нам нужно одномоментно решать много задач: следить глазами за мячом, приложить нужное количество усилий, чтобы отбить мяч, рассчитать возможное место его падения, услышать, где в этот момент находятся противники из другой команды, отследить их передвижения, спрограммировать свои дальнейшие действия, выбрать нужную позу, чтобы поймать мяч и многое-многое другое.

Очень важным периодом в развитии сенсорной интеграции является детский возраст. Благодаря эффективной обработке сенсорной информации происходит формирование способности эмоциональной регуляции, моторного планирования, игровой и учебной деятельности и является базой для дальнейшего развития ребенка. Успешная сенсорная интеграция позволяет ребенку давать адаптивный ответ на окружающие его события.

Существует 8 сенсорных систем, которые участвуют в сенсорной обработке:

  • слуховая система
  • зрительная система
  • обонятельная система
  • вкусовая система
  • тактильная система
  • вестибулярная система
  • проприоцептивная система
  • интероцептивная система.

Слуховая система отвечает за восприятие и интерпретацию информации от органов слуха. Процесс обработки слуховой информации включает в себя обнаружение звука, его локализацию и различение направления звука. Далее происходит дифференциация звуков на  речевые и неречевые и их идентификация.

Зрительная система отвечает за восприятие и интерпретацию информации от органов зрения. Благодаря этой системе мы можем различить круг от квадрата, букву «Е» от буквы «Э», можем следить за движущимся предметом.

Обонятельная система. Обоняние имеет защитную функцию. Например, неприятный запах еды может выступать как сигнал опасности: «Это есть не нужно». Ощущение запаха также сильно влияет на наши эмоции. Неприятные запахи вызывают отвращение, приятные – наоборот. Чувствительность к запахам весомо влияет на повседневную жизнь. Людям с «чувствительным нюхом» сложно находиться там, где есть многообразие запахов.

Вкусовая система. Так же, как и обоняние, имеет жизненно важную защитную функцию – мы понимаем, испорчен ли продукт. Помимо этого мы можем различать различные вкусовые оттенки друг от друга, чувствовать их интенсивность.

Тактильная система — мир прикосновений. Рецепторами на коже мы получаем информацию о текстуре, температуре, тяжести, боли, местонахождении на нашем теле и движения волосинок.

Вестибулярная система. Рецепторы этой системы находятся в слуховой структуре – внутреннем ухе. «Мы осознаем свое положение относительно направления действия силы тяжести, знаем, движемся мы или стоим, с какой скоростью и в каком направлении идем» (с) «Ребенок и сенсорная интеграция» Дж. Айрес.

Проприоцептивная система. Система, получающая информацию о положении каждой части тела в покое и движении от мышц, при их сокращении,  и суставов, при их изменении положения. Её сигналы дают нам понять, как двигаться рукам, чтобы ключом закрыть дверь или что-то написать, как вылезти из машины или спуститься с лестницы. Вместе с вестибулярной и зрительной системой проприоцептивная позволяет нам хорошо контролировать движение своего тела и координацию.

Интероцептивная система. Рецепторы внутренних органов дают нам информацию о состоянии нашего организма, например, о необходимости поесть, попить или сходить в туалет. Эта система жизненно необходима нам, чтобы поддерживать хорошее самочувствие. Другие сенсорные системы также связаны с ней, например, вестибулярная. Например, мы ощущаем тошноту, когда нас укачивает.

Нарушение сенсорной интеграции

Любые трудности, возникающие в процессе сенсорной интеграции, создают препятствия для развития ребенка и называются нарушениями (дисфункцией) в обработке сенсорной интеграции (НОСИ).

В своем труде «Ребенок и сенсорная интеграция» Дж. Айрес сравнивает процесс сенсорной интеграции с регулировкой дорожного движения: «Правильно обработанные импульсы свободно путешествуют и быстро достигают пункта назначения. Дисфункция сенсорной интеграции напоминает дорожную пробку в мозге. Кусочки сенсорной информации «застревают» в пробке, и соответствующие области мозга недополучают данные, нужные им для выполнения работы. Происходит затор».

Основные виды нарушений:

  • нарушение сенсорной модуляции (сенсорная гиперчувствительность, сенсорная гипочувствительность, сенсорный поиск).
  • моторное расстройство, имеющее в основе сенсорный компонент (нарушения постурального контроля, диспраксия)
  • нарушение сенсорного различения: зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, вестибулярная, проприоцептивная, тактильная, интероцептивная системы.

Нарушение обработки каждой из сенсорных систем имеет свои симптомы (проявления).

Слуховая:

  • ребенок закрывает уши от громких звуков;
  • боится шумных мест;
  • часто переспрашивает/недослышивает;
  • может не сразу реагировать, когда его зовут по имени;
  • сам постоянно издает какие-то звуки.

Зрительная:

  • не любит яркий свет;
  • избегает нахождения на солнце;
  • часто вертит что-то перед глазами, всматривается в яркие/светящиеся предметы;
  • не обращает внимание на детали предметов;
  • плохо следит за движущимися предметами.

Тактильная:

  • чувствителен к тканям, биркам на одежде;
  • не переносит испачканные руки;
  • не замечает синяков и ушибов;
  • не замечает, что толкнул кого-то;
  • стремится потрогать разные поверхности, текстуры.

Вкусовая и обонятельная:

  • избегает определенных продуктов, консистенций вплоть до рвотного рефлекса;
  • не замечает неприятных запахов или остроты пищи;
  • предпочитает сильно сладкую или соленую пищу.

Проприоцептивная:

  • все время обо что-то опирается;
  • испытывает трудности сохранять какое-то положение тела;
  • слишком сильно или наоборот недостаточно давит;
  • любит грызть, жевать пищу;
  • грызет край одеяла или одежды;
  • часто куда-то забирается, карабкается, с усилием падает.

Интероцептивная:

  • долго терпит, чтобы сходить в туалет;
  • не достаточно чувствует боль при порезе или ушибе;
  • трудности с осознанием ощущений от пищеварительного тракта или чрезмерная концентрация на них: сильный голод, переедание, жажда, тошнота.

Вестибулярная:

  • избегает высоких и неустойчивых поверхностей;
  • не любит мыть голову с наклоном;
  • избегает лифтов, лестниц, эскалаторов;
  • не участвует в играх, предпочитает статичное состояние;
  • имеет низкий мышечный тонус и медленную реакцию;
  • не слезает с качелей, постоянно в движении и прыжках;
  • становится еще более дезорганизованным после большого количества движений.

Если Вы замечаете какие-либо из перечисленных симптомов у вашего ребенка — рекомендуем посетить специалиста по сенсорной интеграции.

Развитие сенсорной интеграции происходит после диагностики и сбора анамнеза сенсорным терапевтом. Для того, чтобы вмешательство сенсорного терапевта было наиболее эффективным, родителям ребенка необходимо заполнить анкету, где подробно описать проявления нарушений каждой из систем, отвечая на вопросы.

Затем специалист анализирует полученные данные, проводит тесты, составляет сенсорный профиль ребенка и подбирает упражнения, которые будут эффективны конкретно для этого ребенка, учитывая все его индивидуальные особенности. Для того, чтобы закрепить результат терапии, специалист может рекомендовать родителям придерживаться сенсорной диеты. Сенсорная диета – это определенные стратегии и упражнения, которые будут дополнительным источником сенсорной информации для ребенка в быту. К примеру:  при недостаточности оральной проприоцептивной системы дома можно использовать вибрирующую зубную щетку по утрам, жевательные мармеладки после обеда.

Занятия по сенсорной интеграции проходят в специально оборудованном зале в подразделении нашего центра по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ново-Александровская, д. 14.

Автор статьи: детский нейропсихолог Ю.В. Набиуллина.

Читать ещё

Запишитесь на консультацию

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Сообщение отправлено!

С Вами свяжутся в
ближайшее время

Запись на прием

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Предзаказ Сенсорная интеграция для детей
[contact-form-7 id="70071854" title="Предзаказ"]