Специалист по сенсорной интеграции (сенсорный терапевт) проводит терапию, целью которой является налаживание работы нервной системы ребенка по сенсорной обработке. Данный вид терапии тесно связан как с мозгом, так и с развитием физических навыков детей.
Сенсорными терапевтами после прохождения дополнительного обучения становятся эрготерапевты, нейропсихологи, дефектологи, логопеды и специалисты по адаптивной физической культуре.
Что такое сенсорная интеграция?
Интеграция означает «объединение, слияние», а сенсорный – значит «чувствительный, имеющий отношение к ощущениям».
Термин «сенсорная интеграция» употребляется, как правило, в 2 значениях:
- Процесс приёма, различения, объединения и организации информации, поступающей в мозг от органов чувств;
- Метод работы по компенсации нарушений сенсорной обработки, созданная эрготерапевтом Джин Айрес.
Зачем развивать сенсорную интеграцию?
Человек живет в окружении звуков, запахов, тактильных ощущений. Наша нервная система должна быстро и правильно реагировать на внешние сигналы. Чем быстрее мозг их обрабатывает, тем быстрее мы действуем. При развитой сенсорной интеграции организм собирает все ощущения и раздражители в единую картину и дает адаптивный поведенческий ответ.
Иными словами, от того, как прокачены эти навыки, зависит эффективность взаимодействия ребенка с окружающим миром. Более того, они помогают действовать осмысленно. Это база для обучения и социального поведения.
Признаки нарушений сенсорной интеграции
Американский эрготерапевт Дж.Айрес, которая разработала метод сенсорной интеграции, проводит параллель с дорожным движением. Когда импульсы правильно обработаны, то на дороге полный порядок. Если же возникает дисфункция, то есть пробка, сенсорная информация застревает, и мозг недополучает нужные сведения.
Если ребенок эмоционально нестабилен, у него есть поведенческие проблемы, трудности с ориентацией в пространстве, быстрая утомляемость, гиперактивность – родителям нужно насторожиться. Возможно, это нарушения сенсорной интеграции – дисфункция.
Различают три вида нарушений: сенсорной модуляции, сенсорного различения и моторные расстройства.
Вот типичные симптомы нарушения обработки сенсорной информации (НОСИ):
- слух – боязнь шума, громких звуков, музыки, ребенок часто закрывает уши руками или, наоборот, часто переспрашивает при нормальном физическом слухе;
- зрение – ребенок предпочитает полумрак, не любит яркий свет, не смотрит в глаза собеседнику, напрягается при рассматривании предметов, избегает лестниц, спусков, подъемов;
- осязание – ребенок не любит лепить из пластилина, рисовать, ходить босиком, чувствителен к прикосновениям и неудобной одежде, имеет низкий болевой порог;
- вкус и обоняние – отказывается от некоторых продуктов, негативно реагирует на запахи, любит очень сладкую или соленую пищу;
- вестибулярный аппарат – ребенок неуклюжий, неловкий, плохо координирует движения, с трудом осваивает велосипед, игры с мячом, его укачивает в транспорте, он боится, когда его отрывают от земли, или, наоборот, готов часами качаться на качелях.
Очень часто взрослые не воспринимают всерьез эти сигналы, принимая их за детские капризы. Они считают, что вопрос можно решить воспитательными мерами и строгостью.
Однако тип и степень сенсорных нарушений сможет выявить только сенсорный терапевт после проведения комплексной диагностики. В нее входит сбор анамнеза, специализированные тесты, опросники родителей. Результатом диагностики является сенсорный профиль ребёнка.
Причины сенсорных нарушений
Специалисты отмечают, что сейчас нарушения обработки сенсорной информации (НОСИ) наблюдаются у 20% дошкольников. Чаще всего это бывает комплексная дисфункция.
Расстройства могут быть вызваны следующими причинами:
- патологии внутриутробного развития;
- родовые травмы;
- наследственность;
- болезни в младенчестве;
- черепно-мозговые травмы;
- негативное влияние окружающей среды (в том числе сенсорная депривация).
Они, как правило, сопутствуют ряду других заболеваний, например, РАС, а также гиперактивности и СДВГ. Дети с ментальными нарушениями практически всегда нуждаются в сенсорной коррекции.
Нарушения обработки сенсорной информации (НОСИ) могут быть и у детей с условно нормотипичным развитием.
Оборудование для занятий
Методика развития сенсорной интеграции основана на двигательных упражнениях, которые помогают мозгу ребенка научиться обрабатывать поступающие от органов чувств ощущения.
Занятия по сенсорной интеграции проводятся в зале со специальным оборудованием: сенсорный туннель, различные качели и балансиры, гамаки, «яйцо Кислинг», полосы препятствий, лестницы, тактильные кочки, утяжелённое одеяло, утяжелённый жилет и т.д.
Как проходят занятия
Ключевое место отводится игре. В зависимости от вида нарушений, возраста и интересов ребенка разрабатываются комплексы сенсорных секвенций – упражнений на развитие восприятия и обработки информации. Основное воздействие направлено на три системы: вестибулярную, проприоцептивную и тактильную. Работа со слуховой, зрительной и другими системами имеет свои особенности и часто происходит опосредованно. Например, через мышечно-суставные и вестибулярные воздействия.
Назовем некоторые упражнения:
- подвижные игры – раскачивания, прыжки на батуте, преодоление полосы препятствий, стрельба по мишени, «вышибалы»;
- мышечно-суставные стимуляции (использование утяжелителей, вибрации, обматывание эластичными лентами, задания с эспандерами, подбор специальных жевательных кулонов, браслетов);
- игры с различными текстурами (песок, глина, пластилин, жвачка для рук, крупы).
При наличии сенсорной дисфункции в слуховой системе также может быть индивидуально рекомендована Томатис-терапия.
Специалист внимательно наблюдает за поведением ребенка, его реакцией. Снижение чувствительности к раздражителям или утоление сенсорного голода помогает ребенку развиваться активнее и гармоничнее.
Специалисты по сенсорной интеграции нашего центра и стоимость приема
- Нейропсихолог
- Специалист по сенсорной интеграции
- Ведущий нейропсихолог
- Клинический психолог
- Специалист по сенсорной интеграции
- Сертифицированный специалист БАК
Посмотреть всех наших специалистов можно здесь.
С ценами на услуги психологов можно познакомиться в соответствующем разделе. Цена зависит от времени консультации, квалификации специалиста.