Среди родителей и специалистов бытует мнение, что Томатис – методика для запуска речи у детей. И когда я рекомендую прослушать курс для школьника с дислексией или для взрослого после черепно-мозговой травмы, это вызывает удивление. Например, недавно одни клиенты поделились, что в научно-исследовательском институте, куда я направила их на диагностику методом вызванных потенциалов, нейрофизиолог им сказал: «Зачем вам Томатис? Это же только для маленьких неговорящих детей!». Поскольку там метод Томатис не применяется, специалист просто не знает, как он работает и при каких нарушениях помогает. К сожалению, такое происходит часто, и именно от непонимания того, как работает метод и на какие структуры влияет.
Конечно, Томатис не панацея. Например, при чистой моторной форме алалии он будет гораздо менее эффективен, чем при сенсорной (однако все равно будет влиять – за счет активизации вестибулярной системы).
А есть ряд случаев, когда Томатис будет максимально эффективен (собственно, именно тогда и использую его в коррекции):
У неговорящих детей:
- сенсорный компонент речи – дефицит речеслухового анализатора (сенсорная/сенсомоторная алалия, дисфазия);
- нарушения сенсорной обработки, преимущественно слуховой и вестибулярной модальности, сюда же относится гиперакузия – слуховая гиперчувствительность, а также гиперчувствительность головы (когда ребенок не любит надевать шапки, стричь волосы и т.д.);
- аутистическое поведение, которое вызвано именно нарушением понимания обращенной речи.
Во всех этих случаях вам на Томатис. Только сначала слуховые вызванные потенциалы делаем.
У говорящих дошкольников и школьников:
- нарушения фонематического слуха, речеразличения (когда плохо воспринимает речь на слух, например, когда ему читают текст – не понимает, где начало, а где конец некоторых слов, путает схожие по звучанию, не может пересказать услышанное, плохо понимает);
- проблемы слухового, речеслухового внимания и памяти (я это очень хорошо вижу на нейропсихологической диагностике по пробам, а потом подтверждается нашими любимыми вызванными потенциалами);
- нейродинамические трудности (повышенная утомляемость, плохое внимание и память).
У взрослых:
- сенсорная, акустико-мнестическая афазия (про другие формы надо смотреть на диагностике индивидуально) – то есть когда после инсульта, черепно-мозговой травмы, оперативного вмешательства нарушается понимание речи на слух или при чтении, человек путает/не может вспомнить нужное слово (структура нарушения близка к сенсорной алалии);
- проблемы нейродинамики (общая истощаемость, частое переключение с одного вида деятельности на другой, плохая концентрация внимания, памяти);
- заикание (тоже смотрим сначала на диагностике, но опыт нашего центра показывает очень высокую эффективность у взрослых при заикании! Кстати, Жерар Депардье вылечился от заикания и ужасных проблем звукопроизношения именно у Альфреда Томатиса).
Я намеренно здесь указывала те трудности, при которых Томатис будет наиболее эффективен. При прочих дисфункциях мы в центре просто используем либо другие методы, либо берем Томатис в качестве вспомогательного.