Сенсорная интеграция: вестибулярная система

 

Цикл «Сенсорная интеграция».

Мало кто из родителей задумывается над тем, что проблемы в развитии, поведении и эмоциональной сфере ребенка могут быть связаны с нарушением сенсорной интеграции. Так, при симптомах гиперактивности (СДВГ) окружающие сетуют на невоспитанность, при трудностях чтения, счета и письма — педагоги называют ребенка ленивым, а при задержках речи каждый второй невролог советует «подождать», «отдать в садик — там разговорится».

К сожалению, не существует «волшебной таблетки» для решения всех проблем. Но мы можем попробовать разобраться в их причинах, чтобы понять, как помочь ребенку справиться и адаптироваться к окружающему миру.

Вестибулярная система, часть 1.

Я задумала сделать очень основательный цикл по сенсорной интеграции, буду рассказывать про различные виды анализаторов, их устройство и особенности работы, а также влияние на развитие детей. К сожалению, до сих пор многие педагоги под сенсорной интеграцией подразумевают насыщение в основном зрительной системы, а также мероприятия по типу посещения т.н. «сенсорной комнаты» (где мигают огоньки, стоят зеркала, фонтанчик, есть бассейн с шариками и тому подобное). На самом деле сенсорная интеграция подразумевает улучшение сенсорной обработки в первую очередь от вестибулярной, проприоцептивной, тактильной и слуховой систем (Томатис захватывает слуховую и немного вестибулярную).

Сегодня мы начнем беседу о вестибулярной системе, которая практически «праматерь» всех остальных видов чувствительности, поскольку мы рождаемся и умираем, находясь под постоянным воздействием силы тяжести. Исторически этот анализатор наиболее древний, и в онтогенезе вестибулярные ядра начинают работать примерно спустя 9 недель от момента зачатия. Плод уже чувствует движения тела матери, и его нервная система порождает адаптивный ответ (как правило, в виде движения или, наоборот, замирания).

Анатомия вестибулярной системы.

Устройство вестибулярного анализатора гораздо сложнее и необычнее, чем, например, у зрительного и слухового. Он имеет связи практически со всеми видами чувствительности, а также двигательной системой, регуляцией работы внутренних органов, ретикулярной формацией, которая управляет уровнем бодрствования и сном, лимбической системой, которая «ведает» нашими эмоциями.

Периферическим отделом анализатора является часть внутреннего уха, включающая полукружные каналы и преддверие. В каналах и специальных мешочках преддверия содержатся специальные рецепторы, которые получают информацию о положении тела в пространстве. Каждый вид рецепторов из 5 групп – 3 канала и 2 мешочка — обрабатывает разную информацию: каналы – положение головы и тела по осям в пространстве (условно, как в системе координат, XYZ), а мешочки (они называются саккулюс и утрикулюс) отвечают на «пространственное чувство», реагируя на ускорение тела и силу тяжести. Аксоны от этих групп рецепторов формируют вестибулярный нерв, который при выходе из внутреннего уха в полость черепа соединяется в один проводящий путь с улитковым, образуя общий преддверно-улитковый нерв. Этот нерв следует в ствол головного мозга и передает всю информацию в так называемые вестибулярные ядра (их всего 4). Вестибулярные ядра обмениваются информацией с мозжечком, корректируя положение тела и его движения, а также управляя координацией движений глаз (вот и связь с чтением и письмом!). Ниже я продолжу рассказывать о связях вестибулярного анализатора с различными отделами нервной системы. Интересно, что вестибулярный анализатор не имеет четкого коркового представительства, в отличие, например, от слуха и зрения. Проекционные волокна заканчиваются на клетках височной-теменной области, как бы «рассеиваясь» по ней и образуя многочисленные связи с другими сенсорными зонами коры – слуховой, зрительной, проприоцептивной.

Модуляция.

Обработка сенсорных сигналов имеет свойство модуляции, т.е. усиление и фокусировка на слабых сигналах, и наоборот, «торможение» при очень сильных сигналах, чтобы мозг мог стабильно работать и защититься при переизбытке информации. У многих детей нарушена модуляция сенсорных сигналов в различных модальностях (в том числе и вестибулярной).

 

Вестибулярная система очень тесно связана с движением глаз и головы. Дети, у которые имеется соответствующая дисфункция, с трудом могут следить на движущимся предметом, плавно переводить взгляд из одной точки в другую. Им трудно играть в мяч, рисовать, читать и писать. Их взгляд как будто «дергается». Вестибулярная система координирует движения глаз и головы, обеспечивает устойчивость поля зрения. Для этого она заставляет глазодвигательные мышцы и мышцы шеи компенсировать мелкие движения головы и тела (благодаря этому нам не кажется, что предметы дрожат, когда мы движемся). Отдельные исследователи видят причины дислексии и дисграфии именно в отсутствии стабильности в связи «глаз-шея-голова».

Когда человек какое-то время покружился на месте, после остановки его глаза какое-то время продолжают бегать туда-сюда. Поэтому кажется, что все вокруг все еще вертится. Такое движение глаз называется постротаторный нистагм. Он возникает, благодаря влиянию вестибулярной системы на рефлекторное сокращение глазодвигательных мышц. На сегодня измерение длительности постротаторного нистагма является самым простым и эффективным способом диагностики интегрированности вестибулярной системы. Существуют различные варианты вращательных проб. Так, тест Барани проводится следующим образом: пациент садится в кресло и наклоняет голову вперед на 30 градусов. За 20 сек производят 10 вращений (по часовой стрелке или против нее, в зависимости какую сторону анализатора исследуют). Потом резко останавливают кресло и просят открыть глаза. Отмечают длительность нистагма, его степень, амплитуду, частоту, характер чередования быстрой и медленной фаз и другие показатели. Сенсорные терапевты помещают ребенка на вращающуюся доску и делают свои измерения. То есть в зависимости от подготовки и страны специалисты будут делать тест по-разному. Существует еще один метод диагностики вестибулярной системы, о котором я расскажу позже.

Исследования, проведенные в США, Австралии и Южной Америке, показали, что примерно у 50% детей, имеющих проблемы с речью и обучением, нистагм слишком короткий. Это говорит о том, что составляющие вестибулярной функции сильно влияют на способность к обучению.

 

Вестибулярные ядра посылают сигналы в спинной мозг, где, объединяясь с другими сигналами, указывают мышцам как и когда сокращаться. Это происходит полностью бессознательно. Таким образом создается мышечный тонус, особенно в мышцах, поддерживающих нас вертикально и выпрямляющих наше тело. Именно поэтому детям, имеющим вестибулярные нарушения, так сложно сидеть ровно: они вечно сутулятся, «растекаются» по столу, не могут держать голову ровно.

Text.ru - 100.00%

Продолжение следует…

Нейропсихолог Александрова О.А.

Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *