вестибулярная система

Сенсорная интеграция: вестибулярная система

Мало кто из родителей задумывается над тем, что проблемы в развитии, поведении и эмоциональной сфере ребенка могут быть связаны с нарушением сенсорной интеграции. Например, при симптомах гиперактивности (СДВГ) окружающие сетуют на невоспитанность, при трудностях чтения, счета и письма педагоги называют ребенка ленивым, а при задержках речи каждый второй невролог советует «подождать», «отдать в садик — там разговорится».

К сожалению, не существует волшебной таблетки для решения всех проблем. Но мы можем попробовать разобраться в их причинах, чтобы понять, как помочь ребенку справиться и адаптироваться к окружающему миру.

Вестибулярная система

Я задумала сделать очень основательный цикл по сенсорной интеграции, буду рассказывать про различные виды анализаторов, их устройство и особенности работы, а также влияние на развитие детей. К сожалению, до сих пор многие педагоги под сенсорной интеграцией подразумевают насыщение в основном зрительной системы, а также мероприятия по типу посещения так называемой «сенсорной комнаты» (где мигают огоньки, стоят зеркала, фонтанчик, есть бассейн с шариками и тому подобное). На самом деле сенсорная интеграция подразумевает улучшение сенсорной обработки в первую очередь от вестибулярной, проприоцептивной, тактильной и слуховой систем (Томатис захватывает слуховую и немного вестибулярную).

Сегодня мы начнем беседу о вестибулярной системе, которая практически «праматерь» всех остальных видов чувствительности, поскольку мы рождаемся и умираем, находясь под постоянным воздействием силы тяжести. Исторически этот анализатор наиболее древний, и в онтогенезе вестибулярные ядра начинают работать примерно спустя 9 недель от момента зачатия. Плод уже чувствует движения тела матери, и его нервная система порождает адаптивный ответ (как правило, в виде движения или, наоборот, замирания).

Анатомия вестибулярной системы

Устройство вестибулярного анализатора гораздо сложнее и необычнее, чем зрительного или слухового. Он имеет связи практически со всеми видами чувствительности, а также двигательной системой, регуляцией работы внутренних органов, ретикулярной формацией, которая управляет уровнем бодрствования и сном, лимбической системой, которая «ведает» нашими эмоциями.

Периферическим отделом анализатора является часть внутреннего уха, включающая полукружные каналы и преддверие. В каналах и специальных мешочках преддверия содержатся специальные рецепторы, которые получают информацию о положении тела в пространстве. Каждый вид рецепторов из 5 групп – 3 канала и 2 мешочка — обрабатывает разную информацию: каналы – положение головы и тела по осям в пространстве (условно, как в системе координат, XYZ), а мешочки (они называются саккулюс и утрикулюс) отвечают на «пространственное чувство», реагируя на ускорение тела и силу тяжести. Аксоны от этих групп рецепторов формируют вестибулярный нерв, который при выходе из внутреннего уха в полость черепа соединяется в один проводящий путь с улитковым, образуя общий преддверно-улитковый нерв. Этот нерв следует в ствол головного мозга и передает всю информацию в так называемые вестибулярные ядра (их всего 4). Вестибулярные ядра обмениваются информацией с мозжечком, корректируя положение тела и его движения, а также управляя координацией движений глаз (вот и связь с чтением и письмом!). Ниже я продолжу рассказывать о связях вестибулярного анализатора с различными отделами нервной системы. Интересно, что вестибулярный анализатор не имеет четкого коркового представительства, в отличие от слуха и зрения. Проекционные волокна заканчиваются на клетках височной-теменной области, как бы «рассеиваясь» по ней и образуя многочисленные связи с другими сенсорными зонами коры – слуховой, зрительной, проприоцептивной.

Модуляция

Обработка сенсорных сигналов имеет свойство модуляции, то есть усиление и фокусировку на слабых сигналах и, наоборот, «торможение» при очень сильных сигналах, чтобы мозг мог стабильно работать и защититься при переизбытке информации. У многих детей нарушена модуляция сенсорных сигналов в различных модальностях (в том числе и вестибулярной).
Вестибулярная система очень тесно связана с движением глаз и головы. Дети, у которых имеется соответствующая дисфункция, с трудом могут следить за движущимся предметом, плавно переводить взгляд из одной точки в другую. Им трудно играть в мяч, рисовать, читать и писать. Их взгляд как будто «дергается». Вестибулярная система координирует движения глаз и головы, обеспечивает устойчивость поля зрения. Для этого она заставляет глазодвигательные мышцы и мышцы шеи компенсировать мелкие движения головы и тела (благодаря этому нам не кажется, что предметы дрожат, когда мы движемся). Отдельные исследователи видят причины дислексии и дисграфии именно в отсутствии стабильности в связи «глаз-шея-голова».

Когда человек какое-то время покружился на месте, после остановки его глаза какое-то время продолжают бегать туда-сюда. Поэтому кажется, что все вокруг все еще вертится. Такое движение глаз называется постротаторный нистагм. Он возникает благодаря влиянию вестибулярной системы на рефлекторное сокращение глазодвигательных мышц. На сегодня измерение длительности постротаторного нистагма является самым простым и эффективным способом диагностики интегрированности вестибулярной системы. Существуют различные варианты вращательных проб. Например, тест Барани проводится следующим образом: пациент садится в кресло и наклоняет голову вперед на 30 градусов. За 20 сек производят 10 вращений (по часовой стрелке или против нее в зависимости от того, какую сторону анализатора исследуют). Потом резко останавливают кресло и просят открыть глаза. Отмечают длительность нистагма, его степень, амплитуду, частоту, характер чередования быстрой и медленной фаз и другие показатели. Сенсорные терапевты помещают ребенка на вращающуюся доску и делают свои измерения. В зависимости от подготовки и страны специалисты будут делать тест по-разному. Существует еще один метод диагностики вестибулярной системы, о котором я расскажу позже.

Исследования, проведенные в США, Австралии и Южной Америке, показали, что примерно у 50% детей, имеющих проблемы с речью и обучением, нистагм слишком короткий. Это говорит о том, что составляющие вестибулярной функции сильно влияют на способность к обучению.

Вестибулярные ядра посылают сигналы в спинной мозг, где, объединяясь с другими сигналами, указывают мышцам, как и когда сокращаться. Этот процесс полностью бессознательный. Таким образом создается мышечный тонус, особенно в мышцах, поддерживающих нас вертикально и выпрямляющих наше тело. Именно поэтому детям, имеющим вестибулярные нарушения, так сложно сидеть ровно: они вечно сутулятся, «растекаются» по стулу, не могут держать голову ровно.

Влияние вестибулярной системы на мышцы и тело в целом

Вестибулярная система непроизвольно (то есть без участия коры головного мозга) регулирует работу мыщц, их тонус, особенно это касается тех мышц, которые удерживают тело в вертикальном положении. При нарушении функционирования вестибулярной системы дети не могут ровно сидеть, удерживать голову – на это уходит очень много энергии, поэтому на познавательные функции ее остается крайне мало. Вспомните детей с СДВГ, которые либо «растекаются» по столу, либо постоянно ёрзают, не могут занять стабильное положение тела – вот это проявление вестибулярного дефицита.

Вестибулярные ядра и мозжечок также обрабатывают и проприоцептивную информацию от мышц и суставов. При нарушении такой сенсорной обработки ребенок будет спотыкаться, двигаться неуклюже, будет страдать опрятность, например, в еде, на письме, в бытовых вопросах. Такую общую моторную неловкость неврологи могут назвать диспраксией, но в нейропсихологическом смысле это именно нарушение сенсорной обработки, то, что происходит на «нижнем» этаже, под корой. Чарльз Ньокиктьен называет это мелокинетической диспраксией, то есть нарушением именно сенсомоторной интеграции. Вторично у детей может страдать эмоциональное состояние, ведь неуклюжесть дает субъективное ощущение неуспешности. Хуже формируется схема тела, образ «Я», пространственные представления, а значит, и познавательное развитие. Страдает нейродинамика: ребенок очень быстро истощается, поскольку тратит много энергии на обработку сигналов «под корой». Внимание и память при этом недостаточны.

Вместе со стволом вестибулярная система формирует постуральные реакции и обеспечивает сохранение равновесия. Существуют спонтанные мышечные сокращения, которые позволяют нам сохранять равновесие тела, поддерживают наши конечности для стабилизации позы и во время движений, придают движениям плавность. Есть три вида особых ответов такого рода:

  1. постуральные фоновые движения (автоматическая регуляция положения тела во время любой деятельности, происходит бессознательно; чем лучше развита эта регуляция, тем эффективнее «высшие», произвольные направленные действия, в том числе речь и письмо)
  2. коконтрактация мышц (у детей с вестибулярными нарушениями такое согласованное движение мышц часто отсутствует)
  3. защитные реакции рук и ног (вестибулярные и проприоцептивные импульсы при неустойчивом положении тела в пространстве сообщают мозгу о вероятном падении, а мозг в свою очередь отдает мышцам приказ разогнуть и вытянуть вперед руки, чтобы защитить лицо и голову. При нарушении сенсорной обработки в вестибулярной системе дети либо испытывают двигательную неуверенность, поскольку мозгу вероятность падения кажется неоправданно высокой, либо наоборот, дети при падении не успевают среагировать, отчего часто травмируются).

Вестибулярная система и ретикулярная формация

Ретикулярная формация – это одна из областей мозга (центральная часть мозгового ствола), которая отвечает за уровень активации и возбуждения нервной системы. У древних животных центром сенсорной интеграции была именно ретикулярная формация (у людей это таламус, то есть более новое образование). Она синхронизировала работу всего мозга. Поэтому ретикулярная формация имеет нейронные связи со всей нервной системой. В свою очередь, вестибулярная система – наиболее древний анализатор, ведь для выживания животным необходимо хорошо двигаться и быть устойчивым в пространстве (часто это более важно, чем зрение и слух). Поэтому между ВС и РФ имеются очень тесные взаимосвязи. Вестибулярная система помогает сбалансировать уровень активации нервной системы, поэтому при вестибулярном дефиците у детей часто имеется повышенная истощаемость, дефицит внимания, эмоциональная неустойчивость, проблемы с засыпанием, склонность к перевозбуждению.

Направленные вестибулярные воздействия могут регулировать уровень активности нервной системы: при необходимости успокаивать или, наоборот, «включать». Например, очень заметно в работе с неговорящими детьми стимулирующее вестибулярное воздействие на речь: на качелях, балансире, прыгуне дети лучше повторяют за специалистом, появляются вокализации и так далее.

Диагностика вестибулярной системы: вращательные пробы (исследования постротаторного нистагма, проба Барани), нистагмография, ВМВП – вестибулярные миогенные вызванные потенциалы.

Грубые патологии ВС смотрят обычно неврологи, но исследования нарушения сенсорной интеграции не входят в их обязанности (скорее исключение, чем правило). Очень мало специалистов имеют подготовку в этой области.

Связи вестибулярной системы с нервными процессами.

ВС тесно связана с процессами сенсорной интеграции всех модальностей. Поток импульсов от органов чувств проходит через ствол и вестибулярное ядро, затем уже направляется в главный «чувственный коллектор» — таламус, и потом – в соответствующие зоны коры. Особенно важно отметить связи ВС с:

  • с проприоцепцией (так, дополнительная проприоцептивная стимуляция помогает нервной системе более адекватно справляться с обработкой вестибулярных импульсов – вспомним утяжелители, которые используются в практике сенсорной интеграции);
  • зрительной системой (в зрительную кору поступает много вестибулярной информации, благодаря этому данный вид восприятия формируется полноценно; то есть при вестибулярной дисфункции и оптическое восприятие будет страдать);
  • слуховой системой (анатомия вестибулярного и слухового анализатора обуславливает их тесную связь и взаимовлияние – именно это и используется в методе Томатис).

ВС имеет огромное влияние на:

  • формирование пространственных представлений (сначала посредством чувственного восприятия и движения, которые не обходятся без участия ВС, мы выстраиваем схему тела, а затем внутреннее представление о пространстве; после этого человеку становятся доступны логико-грамматические конструкции, правильное употребление предлогов в речи, согласование слов, понимание времени; я уже писала об этом в статье о пространственных отношениях);
  • эмоциональное развитие (лимбическая система является субстратом, порождающим наши эмоции и поведенческие реакции, а она, в свою очередь, получает сенсорные импульсы для своей адекватной работы; при вестибулярных нарушениях и эмоциональное развитие будет страдать; также есть мнения специалистов, что при вестибулярной дисфункции ребенок вырастает неуверенным в себе, потерянным, тревожным);
  • пищеварение (ВС имеет нисходящие нейронные связи, участвующие в регуляции работы внутренних органов; в частности, при вестибулярных перегрузках у большинства людей возникает тошнота, если ее нет или она возникает при мелких движениях – это признак, что ВС работает недостаточно эффективно; также дети с нарушениями в работе ВС нередко плохо контролируют мочеиспускание и дефекацию);
  • интеграцию ощущений от двух половин тела (мы привыкли думать, что межполушарное взаимодействие полностью обусловлено мозолистым телом, однако Джин Айрес пишет, что ВС вносит свой вклад в адекватное билатеральное функционирование головного мозга).

Как видно из сказанного выше, неадекватная работа ВС будет порождать множество проблем в развитии ребенка, это и аутоподобное поведение, нарушения развития речи, проблемы с пространственными представлениями, личностные трудности (неуверенность в себе, проблемы с личностными границами, тревожность), проблемы обучения в школе (дислексия, дисграфия, дискалькулия), нарушения внимания и гиперактивность и другие. Именно поэтому в занятия с данной категорией нарушений целесообразно включать упражнения на тренировку ВС. Я на своих занятиях использую методику BAL-A-VIS X c кинезиологическими мячиками и мешочками и различные балансиры. Ну и, конечно, Томатис также дает свой вклад в развитие ВС, а не только слуховой.

В следующей части мы рассмотрим типы вестибулярных дисфункций. Продолжение следует…

Text.ru - 100.00%

 

Нейропсихолог Александрова О.А.

Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *