Во второй половине 20 века за рубежом (США, Великобритания, Северная Ирландия) было проведено несколько исследований, показывающих, что:
- Задержка развития крупной и мелкой моторики имеет корреляцию с когнитивным развитием и поведенческой адаптивностью у детей.
- У детей со специфическими трудностями в обучении и поведении (дислексия, СДВГ, диспраксия, дисграфия) достоверно чаще выявляются так называемые неинтегрированные примитивные рефлексы.
Дети с трудностями обучения к моменту поступления в школу не достигали соответствующего уровня нейромоторной зрелости. Нейромоторная незрелость представляет собой фиксацию на не соответствующих возрасту паттернах двигательного контроля.
Институт нейрофизиологической психологии (ИНФП), основанный в 1975 году Питером Блайтом, разработал диагностические тесты, которые оценивают уровень нейромоторной зрелости по наличию/отсутствию в активной форме трех примитивных рефлексов у детей с 4 лет. В норме данные рефлексы должны угаснуть к 6-8 месяцу после рождения. Примитивные рефлексы – это маркеры уровня развития нервной системы.
Для оценки при тестировании были выбраны три рефлекса:
- Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР);
- Симметричный шейный тонический рефлекс (СШТР);
- Лабиринтный тонический рефлекс (ЛТР).
Эти рефлексы отвечают за положение тела в пространстве и являются «точкой отсчета» вестибулярной и проприоцептивной систем:
- Вестибулярная система – информирует мозг, где находится голова в пространстве внешней среды;
- Проприоцептивная система сообщает мозгу, где находится тело по отношению к голове.
Любое движение тела выполняется тогда, когда мозг «понимает», где соответствующая часть находится. При атипичных примитивных рефлексах (в ситуации, когда они не редуцируются вовремя) могут нарушаться:
- Чувство равновесия и осанка (вертикаль тела);
- Координация, в том числе зрительно-моторная;
- Контроль произвольных движений глаз (очень часто у школьников с дислексией);
- Обработка вестибулярной, проприоцептивной информации (нарушение сенсорной интеграции);
- Работа вегетативной нервной системы (симптомы — тошнота, головокружение и т.д.);
- Межполушарное взаимодействие;
- Контроль руки при письме;
- Пересечение средней линии тела;
- Пространственные представления;
- Внимание.
Часто такие дети не имеют грубой неврологической патологии, симптоматика может быть нечеткой, смазанной, показатели интеллекта могут быть в рамках нормы. При этом школьная адаптация затруднена, что приводит к вторичным проблемам: тревожности, отсутствии мотивации к обучению.
При ДЦП и других неврологических патологиях сохраняется активность примитивных рефлексов. Однако на протяжении долгого времени было принято считать, что примитивные рефлексы не могут сохраняться у «условно здоровых» детей, поэтому такие тесты не использовались при обследовании детей с легкой задержкой развития и трудностями обучения.
Исследования в этой сфере начались в 1970-х годах.
Сейчас диагностические тесты ИНФП (в данном подходе есть несколько школ, и методы диагностики и коррекции могут различаться) включают оценку активности трех примитивных рефлексов:
- АШТР – ассиметричный шейный тонический рефлекс. Возникает у плода примерно на 18 неделе беременности (примерно тогда же мама чувствует первые движения ребенка в животе). Поворот головы в одну сторону вызывает выпрямление руки и ноги на той половине тела, куда повернута голова, и сгибание противоположных руки и ноги. АШТР играет роль в формировании ипсилатеральных (односторонних) движений (как часть нормального развития межполушарных взаимодействий), зрительно-моторной координации. Угасает рефлекс у младенца к 4-6 месяцам после рождения. Сохранение АШТР в более позднем возрасте может помешать нормальному психомоторному развитию: переворачиванию тела, ползанию, контролю равновесия в положении стоя при повороте головы, способности пересекать среднюю линию тела, полноценно контролировать движения глаз, формированию полноценной зрительно-моторной и билатеральной координации. Активность данного рефлекса часто обнаруживается у школьников с дислексией.
- СШТР — симметричный шейный тонический рефлекс. Он представлен в течение нескольких дней после рождения и затем проявляется в период между 5 и 8 месяцами жизни ребенка, когда тот учится вставать на четвереньки, готовясь ползать. При опоре на четыре конечности и отклонении головы назад повышается тонус мышц-разгибателей рук и мышц-сгибателей ног (то есть руки выпрямляются, а ноги сгибаются в коленях). Если голова наклоняется вперед, то повышается тонус сгибателей рук и разгибателей ног (то есть руки сгибаются, а ноги разгибаются в коленях и тазобедренных суставах). СШТР играет важную роль, когда ребенок учится справляться с силой тяжести, поднимаясь на четвереньки и вставая у стенки кроватки. Однако, если он не угас, то тонус в верхней и нижней частях тела будет зависеть от положения головы. При сохранении активности СШТР будет страдать ползание на четвереньках, удержание позы при сидении и стоянии, зрительно-моторная координация. У школьников с трудностями обучения нередуцированный СШТР можно наблюдать при сидении за партой: как только ребенок смотрит в тетрадь, сидя за партой, его руки сгибаются, а ноги разгибаются. Также такие дети часто неряшливо едят, им сложно донести ложку или чашку до рта, не рассыпав и не разлив содержимое.
- ЛТР — лабиринтный тонический рефлекс. ЛТР активизируется при рождении ребенка и является примитивной реакцией на силу тяжести. ЛТР ослабевает по мере того, как развивается контроль головы и позы. Когда младенца держат на руках в положении лежа на спине, если опустить голову ниже позвоночника, то руки и ноги распрямятся; если поднять головку выше уровня позвоночника, то руки и ноги согнутся. ЛТР ослабевает в первые месяцы после рождения, и его заменяет ряд более развитых постуральных реакций, которые способствуют корректировке позиции головы в ответ на движения тела или условия среды. Сохранение активности ЛТР у ребенка старше 3,5 лет приводит к возникновению проблем с равновесием, мышечным тонусом, контролем движений глаз (в том числе при чтении и письме), а также проблемам с восприятием пространства.
Нейропсихолог Александрова О.А.
Для записи на консультацию нейропсихолога звоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте. Также вы можете писать нам в мессенджеры: