Родители нередко сталкиваются с нежелательным поведением ребенка, которое осложняет жизнь: малыш отбирает игрушки, дерется, убегает, кусается, ест только определенную пищу, не слышит, когда к нему обращаются. Решение таких проблем возможно, и дело не в правильном воспитании или возрасте ребенка. В таких случаях не работает предположение: «подрастёт и само пройдет, все выровняется». Любое нежелательное поведение имеет причину, у каждого ребенка она своя. Чтобы решить проблему с трудным поведением, необходимо понять, почему оно происходит. Выявлением причин нежелательного поведения и их решением занимается поведенческая терапия (ABA-терапия).
Что такое АВА-терапия?
АВА-терапия расшифровывается как «applied behavioral analysis» или «прикладной анализ поведения» и представляет собой научно обоснованный подход к изменению поведения. В рамках этого подхода специалист тщательно анализирует нежелательное поведение, выявляет его причины и последствия, чтобы составить индивидуальные стратегии, которые направлены на улучшение социально-значимого поведения, влияющего на качество жизни ребенка и его семьи. В ABA-терапии под термином «поведение» понимается все то, что может делать человек, а значит спектр деятельности поведенческого аналитика (или ABA-терапевта) многообразен.
За помощью к АВА-терапевту можно обратиться, если ребенок:
- отказывается садиться за уроки;
- часто протестует или «закатывает истерики»;
- может бить окружающих и себя;
- имеет пищевую избирательность;
- трудно привыкает к изменениям;
- не чувствует границы при социальном контакте или наоборот имеет трудности в коммуникации и вербализации;
- имеет трудности в освоении бытовых навыков и навыков самообслуживания;
- невнимательный, неусидчивый, не обращает внимание, когда к нему обращаются.
Такой специалист действительно может помочь родителям и ребенку справиться с трудностями, но, к сожалению, немногие об этом знают. АВА-терапия с каждым годом активно развивается и меняется, но уже сформирован ряд стереотипов, который мешает родителям узнать правдивую информацию о ней. Мы постараемся развеять несколько мифов об АВА-терапии.
Миф 1: ABA-терапия предназначена только для детей с аутизмом
Принцип работы ABA заключается в том, чтобы научить какому-либо навыку или закрепить его, основываясь на прикладном анализе поведения, через подкрепление желаемого результата. Поставленная цель делится на несколько маленьких этапов, переход от этапа к этапу происходит только когда человек успешно справился с предыдущим и закрепил результат. Такими методами успешно пользуются спортсмены при подготовке к соревнованиям, люди, которые хотят избавиться от зависимости. Даже родители невольно используют поведенческие техники при воспитании детей.
Миф 2: ABA-терапия — это дрессура
Многие считают, что АВА-терапия — это дрессировка детей нужным навыкам за конфетку. Методы прикладного анализа поведения действительно основываются на подкреплении желательного поведения, а в качестве подкрепления выступает мотивационный объект. Но это не обязательно конфетка, это может быть социальное одобрение, похвала, интересная игрушка или любой другой предмет. Ребенку важно получить отдачу за свой нелегкий труд и почувствовать успех, также как взрослому получить достойную оплату за проделанную работу. Мы обучаем детей необходимым социально-значимым навыкам, которые упростят их жизнь. Помимо того, поведенческий аналитик обязательно придерживается этического кодекса (BCAB), в котором отмечается только бережное развитие ребенка.
Миф 3: ABA-терапия не совместима с другими методами коррекции
Поведенческие методы работы направлены на улучшение качества жизни ребенка и внедряются в повседневную жизнь семьи. Некоторые специалисты специально направляют ребенка на АВА-терапию, чтобы выстроить грамотную и действенную программу работы.
Миф 4: ABA-терапия подавляет волю ребенка, загоняет его в рамки
Цель ABA-терапии – научить ребенка стать самостоятельным и независимым человеком. Как и любая качественная образовательная программа, поведенческая терапия охватывает все навыки, которые необходимы ребенку, например, навыки социального взаимодействия, гибкость мышления, логику, распознавание и понимание мыслей, чувств окружающих людей. При грамотном выстраивании работы ребенок начинает самостоятельно справляться с жизненными трудностями. Если процесс терапии не понятен и вызывает сомнения, родитель вправе задать вопрос специалисту и совместно выстроить план взаимодействия.
Миф 5: в ABA-терапии один подход для всех
Коррекционная работа выстраивается на основе индивидуальной программы, которая разрабатывается после беседы с родителями и специализированного тестирования. Занятия создаются на базе уже имеющихся знаний и умений ребенка и корректируются по мере освоения новых навыков. В АВА-терапии существует несколько методов обучения одному и тому же навыку, это сделано для того, чтобы подобрать более действенный метод, подходящий конкретному ребенку.
Занятия с АВА-терапевтом помогут облегчить жизнь как самого ребенка, так и его семьи. Главное, не откладывать момент обращения к специалисту. Чем раньше будет выявлено нежелательное поведение, тем проще и быстрее будет проходить коррекция.
Если вы заметили у ребенка признаки нежелательного поведения, позвоните нам по телефону+7964-342-4702 или заполните форму заявки на сайте.