Как усадить ребёнка за уроки?

Многие родители жалуются, что ребёнка сложно усадить за уроки или включить в какую-то иную необходимую деятельность. Между тем, если грамотно подойти к процессу, то можно помочь ребёнку улучшить саморегуляцию и навык планирования. Для этого используйте рекомендации из этой статьи.

Ребёнок должен знать о предстоящем деле, это не должно быть неожиданностью. И даже если для вас очевидно, что нужно будет приступить к выполнению дела (например, уроков), то для ребёнка это далеко не всегда так. Перспектива планирования у детей меньше и подверженность сиюминутным порывам больше, так как лобные доли еще не созрели.

В идеальной ситуации у вас должен быть планнер или визуальное расписание, где отображены все ключевые моменты. Это поможет ребёнку быть включённым в план дня. Вне зависимости от того, есть планнер или нет, важно проговорить ребенку заранее, что предстоит выполнить дело. При этом важно, чтобы ребёнок вас услышал (не был занят чем-то другим). Говорить важно в формате: «Егор, через 1 час тебе нужно будет сесть на уроки». То есть конкретно: дело и интервал времени. Для детей, которые еще не ориентируются во времени, вместо интервала называем внешний критерий («после завтрака мы пойдем на прогулку») или ставим таймер, если нет чёткого внешнего события («когда прозвенит сигнал, тебе нужно закончить игру, и мы будем собираться в бассейн»).

Нельзя ждать, что ребёнок переключится мгновенно. Поэтому и таймер заводим с запасом/ делаем еще одно напоминание за 5-10 минут до начала.

Чтобы легче переключиться на другую деятельность, желательно прийти к какому-то логическому завершению предыдущей, которой ребёнок был занят. Поэтому вы можете включиться в неё, пару минут побыть наблюдателем, затем помочь ребёнку найти точку, из которой можно закончить. Например, конец серии мультика или сюжета в игре («в следующий раз можно будет…., а сейчас нужно заканчивать»).

Помогите ребёнку «есть слона по кусочкам». Это техника тайм-менеджмента, когда сложное и большое дело дробится на части. Мозг ребёнка может сопротивляться предстоящему делу из-за восприятия его как субъективно необъятного и сложного. Если вы сделаете вместе с ребёнком его «декомпозицию» и покажете, какой приятной деятельностью он сможет заняться после его выполнения, приступить к делу ребёнку будет гораздо легче. Поэтому нарисуйте/ проговорите структуру дела и дальнейшие планы (например, «Сначала нужно решить 5 примеров и 1 задачу, потом повторить стихотворение, немного отдохнешь и сделаешь упражнение по русскому языку, после этого пойдём гулять»).

И для начала новой деятельности важно предложить мозгу ребёнка какую-то короткую и очень простую деятельность, которая обеспечит прилив дофамина. Это может быть лёгкая разминка (кстати, она есть в любых тренировках). Для этой цели могут пригодиться упражнения и комплекса «Гимнастика мозга», их можно делать перед выполнением домашнего задания. Также можно приготовить всё для уроков (посмотреть, что задано, подготовить рабочую зону, составить план выполнения уроков).

Подытожим. Для того, чтобы помочь ребёнку включиться в сложную деятельность, вам помогут следующие пункты:

  • Наличие плана и осведомленность о деле

  • Напомнить за 5-10 минут и помочь завершить предыдущее дело

  • Декомпозиция дела («есть слона по кусочкам»)

  • Разминка в виде короткой и простой деятельности — двигательная или когнитивная.

Пройти нейропсихологическую диагностику или получить консультацию нейропсихолога для получения индивидуальных рекомендаций можно в нашем центре очно или онлайн. Для этого оставьте заявку в форме на нашем сайте. 

Автор текста: клинический психолог, нейропсихолог Александрова Ольга Александровна

Для записи на консультацию напишите сообщение в мессенджеры на номер телефона +7964-342-47-02 или оставьте заявку на сайте.

Читать ещё

Запишитесь на консультацию

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Сообщение отправлено!

С Вами свяжутся в
ближайшее время

Запись на прием

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Предзаказ Как усадить ребёнка за уроки?
[contact-form-7 id="70071854" title="Предзаказ"]