Коррекция поведения ребёнка

Поведение детей в силу возрастных особенностей развития мозга сильно обусловлено внешними факторами и реакциями взрослых. Сами того не осознавая, родители часто подкрепляют его нежелательные формы.

И если мы наблюдаем какие-то проявления нежелательного поведения, например, ребенок кусается, дерется, бросается на пол и кричит и так далее, то чтобы изменить ситуацию, необходимо выяснить функции таких поведенческих реакций у конкретного ребенка. Поведение может быть одинаковым, но иметь разные функции, и это будет иметь решающее значение для дальнейшей коррекции.

Выделяют 4 основные функции поведения:

  1. Доступ к желаемому предмету или действию, который ребёнок осуществляет деструктивными методами – отбирает, выхватывает, кричит, требует. Объектом его желания может быть игра, возможность посмотреть в окно, просмотр мультфильма, какая-то вещь, принадлежащая другому человеку. В таких случаях ребенок может заниматься чем-то другим, а не порученной ему задачей. Ребёнок получает предмет для выполнения заданий и делает с ним то, что хочется, а не что требуется — например, выбрасывает, играет, ломает, отдает другому ребёнку. Цель – добиться обладания чем-то любыми способами, но интерес к мотивационному предмету или действию сразу же угасает, как только ребёнок это получил. Усиливается поведение положительным подкреплением со стороны родителей. Способ достижения любыми путями становится в итоге стойкой стратегией.

 

  1. Избегание неприятных действий, задач, когда ребёнок всеми путями стремится уходить от задания, выйти из-под родительского контроля, не выполнять задания родителей, избегать мелких поручений. Ребёнок готов быть наказанным, лишь бы не выполнять поставленную задачу. Он может решиться даже на нанесение самоповреждений, в случае которых взрослые отвлекаются, переключают свое внимание на произошедшее, стараются всячески успокоить ребёнка, оказать помощь. Родители боятся продолжать требования и отступают от них. Происходит отрицательное усиление формы поведения, ведь ребёнок достиг своей цели даже через порицание или самотравмирование.

 

  1. Для привлечения внимания человека, с которым ребёнок желает общаться, он прибегает к деструктивным способам: ребёнок может укусить, ударить, щипнуть, накричать, бросить предметами, снять одежду и т.д. Если ребёнок достигает цели, эта функция получает положительное усиление. Реакция родителей на его действия, даже с негативными оценочными высказываниями – доказательство, что он добился своего, обратил внимание на себя.

 

  1. Получение сенсорной стимуляции – проприоцептивной, вестибулярной, тактильной, визуальной и т.д. Ребёнок бегает, прыгает, пытается куда-то влезть, чтобы получить глубокие яркие ощущения. Запреты, порицания, попытки переключить его внимание только разжигают интерес и закрепляют выбранную стратегию.

Эти функции поведения характерны и для нейротипичных детей, и для детей с особенностями развития (ЗПР, РАС, СДВГ, УО). Выбранные формы поведения закрепляются, потому что родители часто опасаются «пережать» ребёнка. Также родители могут просто не осознавать истинные причины поведения, теряться перед сильными эмоциями ребёнка, злиться или просто не иметь ресурса на удержание границ. Это часто приводит к ощущению тупика, когда кажется, что «ничего не помогает». Поэтому можно и нужно привлекать специалиста, который сможет объективно взглянуть на ситуацию.

Вы замечаете проявления нежелательного поведения у вашего ребёнка и хотите это изменить – значит, вам будет полезна консультация поведенческого психолога. При необходимости психолог напишет программу коррекции с индивидуальными точными рекомендациями. Это можно сделать как на очной, так и на онлайн встрече (в первую очередь необходима консультация с родителей и подробный сбор информации о ситуации и ребенке). Могут понадобиться также очные занятия с ребёнком, чтобы закрепить новые навыки и на практике отработать наиболее эффективные способы взаимодействия. Важным условием получения результатов в процессе коррекции поведения является активное участие обоих родителей в процессе и выполнение всех рекомендаций психолога.

Практическая работа родителей в союзе со специалистом поможет скорректировать нежелательные формы поведения, не ломая характер ребёнка, сохранив здоровый климат отношений и нервы всем.

 

Статью писали: клинический психолог, нейропсихолог Александрова О. А.   и  клинический психолог, ABA-терапевт Ляхова К.В.

Запишитесь на консультацию специалиста, заполнив форму на сайте или позвонив по телефону +7964 342 4702 (мессенджеры также доступны).

Читать ещё

Запишитесь на консультацию

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Сообщение отправлено!

С Вами свяжутся в
ближайшее время

Запись на прием

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Предзаказ Коррекция поведения ребёнка
[contact-form-7 id="70071854" title="Предзаказ"]