АВА-терапевт

АВА-терапевт – это специалист по Прикладному анализу поведения (АВА-терапии), имеющий сертификат или диплом о профессиональной переподготовке. Поведенческий терапевт анализирует поведение человека (чаще ребенка, но методика применима и ко взрослым), выявляет причины нежелательного поведения, отсутствия необходимых навыков и ищет способы коррекции для эффективного взаимодействия.

В задачу АВА-терапевта входит:

  • развитие речи ребенка;
  • установление зрительного контакта;
  • развитие социальных навыков;
  • развитие навыков самообслуживания (приучение к горшку);
  • снижение количества стереотипии (ритуальное поведение), самоагрессии и агрессии к окружающим.

Также данный специалист развивает мотивацию к обучению. АВА-терапевт не ищет причины появления расстройства, а работает над коррекцией его негативных проявлений.

С кем и как работает АВА-терапевт

АВА-терапевт работает с людьми с ограниченными возможностями, особенно зарекомендовал себя прикладной анализ поведения в работе со следующими диагнозами:

  • аутизм;
  • расстройства аутического спектра;
  • умственная отсталость.

Основные принципы построения деятельности АВА-терапевта сводятся к созданию системы мотивации для правильных действий и игнорированию негативных реакций. Схема любого терапевтического процесса выглядит следующим образом:

  1. Стимул для ребенка – просьба или задание что-либо сделать.
  2. Следствие – реакция ребенка (может быть позитивной или негативной).
  3. Подкрепление или наказание в зависимости от реакции ребенка.

Подкрепление осуществляется улыбкой, похвалой, лакомством, игрушками, мыльными пузырями. Наказание исключает любое применение силы или ругани – заключается в отсутствии одобрения или замечании.

Главный принцип работы АВА-терапии сводится к тому, чтобы развивать необходимое поведение и исключать негативное. Специалист не пытается изменить самого ребенка и его личность, а воздействует через окружающие факторы. Сюда может входить стабилизация режима дня, составление специальных занятий, консультация родителей относительно способов взаимодействия, обучение ребенка невербальной коммуникации.

Этапы работы с АВА-терапевтом

Как правило, работа АВА-терапевта с ребенком проходит следующие этапы:

  1. Диагностика уровня развития когнитивной, эмоциональной и социальной стороны развития ребенка (с помощью специального тестирования VB-MAPP).
  2. Составление индивидуальной коррекционной программы для ребенка и его родителей (программа составляется на 1 календарный год и направлена на развитие одного или нескольких навыков)
  3. Проведение занятий. Занятия проводятся не только с детьми, но также и с родителями, поскольку закрепление необходимых реакций должно проводиться не только на занятиях, но и дома.
  4. Промежуточная диагностика для оценки прогресса и коррекции программы.

К сожалению, АВА-терапия в России не включена в перечень услуг по ОМС и поэтому доступна не всем семьям, которые в ней нуждаются.

Многочисленные исследования, проведенные в США, где АВА-терапия уже широко распространена, показывают, что для получения высоких результатов занятия должны быть частыми и на протяжении длительного времени (не менее 6 месяцев, иногда годами). Тогда она позволяет сформировать более приемлемое в социуме поведение ребенка. Также АВА-терапия требует включенности со стороны членов семьи ребенка.

Также для эффективной коррекции поведения ребенка с аутизмом или РАС важны ранняя диагностика и начало занятий. Чем раньше будет составлена программа выработки желательного поведения и начаты занятия по АВА-терапии, тем выше вероятность того, что к школьному возрасту проявления аутистического спектра будут максимально сглажены.

Занятия с АВА-терапевтом можно начинать и в подростковом возрасте – при этом прогресс не будет столь явным, но можно существенно улучшить навыки самообслуживания и социального взаимодействия.

По вопросам звоните по телефону: (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

    Также вы можете связаться с нами через популярные мессенджеры: