Дискалькулия глазами нейропсихолога

Дискалькулия – это неспособность к освоению счетных операций (соотношению абстрактных величин как в уме, так на бумаге с использованием символов) при сохранном интеллекте. Данное нарушение относится у группе расстройств обучения, встречается также часто, как СДВГ, дислексия и дисграфия. В отличие от упомянутых расстройств, дискалькулия одинаково распространена среди мальчиков и девочек (СДВГ и нарушения письма и чтения больше характерны для мальчиков). Гиперактивность с дефицитом внимания, нарушения чтения, письма и счета очень часто коморбидны, то есть сочетаются между собой.

Так же, как и дислексия, дискалькулия может быть обусловлена как генетическими причинами, так и повреждениями мозга в раннем возрасте.

Отдельно выделяют распад счетных навыков у взрослых, например, после инсульта и черепно-мозговой травмы – акалькулию. И хотя оба этих нарушения связаны с нарушением счета, они имеют разные механизмы.

Развитие математических представлений у детей недостаточно изучено. В норме ребенок после года быстро начинает понимать разницу между маленьким и большим количеством (например, что 3 конфеты больше, чем 2). В возрасте 4 лет ребенок может посчитать до 4-10, а в 5 лет уже имеет представление о числе. Примерно в этом же возрасте начинает формироваться навык написания цифр и их прочтения в пределах десятка. Вслед за этим в течение пары лет формируется понимание состава числа из сотен, десятков и единиц. В арифметическом плане первыми появляются операции сложения и вычитания (они интуитивно понятны даже детям 4 лет без использования символов). Умножение и деление являются более сложными, появляются позже, уже в школьном возрасте.

Исследования показывают, что первичные нарушения именно счетных операций (так называемая чистая операциональная дискалькулия) встречаются крайне редко. Намного чаще встречаются дефекты смежных функций, которые не позволяют освоить математические представления в полной мере и дают внешнюю картину дискалькулии. Для успешного освоения счетных операций необходимы:

  • Внимание, кратковременная и хорошая рабочая память, а также для автоматизированных счетных операций необходима хорошая вербальная память. То есть задействованы нейродинамические свойства мозга (первый функциональный блок), третий функциональный блок мозга (премоторная и префронтальная кора) и левая височная область.
  • При выполнении неавтоматизированных математических действий необходима способность к визуализации, то есть хорошие пространственные представления. У детей за это отвечает преимущественно правое полушарие – его теменно-затылочная область.
  • При решении сложных задач в несколько действий необходимы операции планирования, временнОй организации действий (последовательность – что сначала, а что потом). Здесь также необходимы пространственные представления и развитие лобной доли.
  • При написании двух-, трёхзначных чисел (особенно в некоторых языках, таких как голландский и немецкий, где в устном варианте числа перечисляются входящие в его обозначение цифры, причем в обратном порядке) необходимо правильно соблюсти порядок написания элементов: 46/64, 91/19. В случае реверсии (зеркального написания) получится совсем другое число! Здесь также необходимы пространственные представления (правое полушарие), произвольное внимание, удержание программы (лобная доля), хороший слухоречевой гнозис и слуховое внимание (если число пишется на слух), а также межполушарное взаимодействие.

Механизмы формирования математических представлений:

  1. Первичное понимание о количестве, а также о множестве связано с теменными зонами коры обоих полушарий и с оценкой внешнего пространства. Немецкий нейропсихолог M.G. von Aster обращает внимание на дискалькулию при синдроме Герстмана у детей, при котором присутствует так называемая пальцевая агнозия (то есть нарушено восприятие, запоминание пальцев рук, понимание левого и правого; выделяют синдром Герстмана с дислексией и синдром Герстмана с дискалькулией). Однако связь счетных операций с пальцевым гнозисом подвергается сомнению и окончательно не доказана.
  2. Символическое обозначение чисел и математических действий формируется в задней ассоциативной коре левого полушария.
  3. По мере автоматизации счетные операции как устоявшиеся паттерны, не требующие больших энергозатрат, «переходят» в левое полушарие, в том числе в базальные ганглии. Именно поэтому у взрослых акалькулия наступает преимущественно при поражении левого полушария. В случае же новых сложных операций требуется правильная работа теменной коры правого полушария и межполушарное взаимодействие.
  4. При восприятии задач, чисел на слух необходимо подключение слухоречевого анализатора и модально-специфических внимания и памяти.
  5. Для последовательного решения сложных задач, определения последовательности действий, удержания всех условий в уме необходимо участие лобное доли.
  6. Для поддержания оптимального тонуса коры нужна правильная работа субкортикальных отделов – первого функционального блока мозга.
  7. Для адекватного обмена информацией должны хорошо работать межполушарные связи.

Таким образом, дискалькулия может возникать при дисфункциях как в левом, так и в правом полушарии, а также при нарушениях их взаимодействия.

Виды дискалькулии

  1. Практогностическая дискалькулия. Это чистое нарушение счетных операций, когда ребенок остается на стадии дооперациональных представлений по Пиаже. Не формируются элементарные предпосылки для овладения счетом. Ребенок не осваивает понятие числа, «больше-меньше», множества. При этом может присутствовать нарушение гнозиса и праксиса пальцев рук.
  2. Вербальная дискалькулия. Тесно связана и сочетается с дисфазией. Это неспособность к освоению вербальных обозначений количества, числа, цифр и математических символов. Это не истинная дискалькулия, а скорее, вторичное явление. При вербальной дискалькулии может быть хороший невербальный интеллект.
  3. Идеогностическая дискалькулия. В таком случае ребенок может совершать только предметные математические операции (пальцы, конфеты), но не может перейти в абстрактный план. Исследователи связывают это с дисфункцией теменных отделов коры.
  4. Числовая диссимболия. Сочетается с оптической дислексией. Выражается в нарушении чтения математических символов и обусловлена дисфункцией задней ассоциативной коры левого полушария. В таких случаях ребенок не может запомнить, распознать символы и цифры, а также зеркалит как сами обозначения, так и целые числа. Здесь дискалькулия носит вторичный характер.

На практике почти не встречается чистых форм дискалькулии, обычно имеет место смешанная клиническая картина.

Диагностика и коррекция дискалькулии

Для диагностики необходимо стандартное нейропсихологическое обследование, которое желательно дополнить исследованием элементарных математических представлений. Также важно провести анализ школьных тетрадей.

Коррекция дискалькулии проводится преимущественно нейропсихологом, в некоторых случаях – логопедом, который владеет соответствующими методами работы.

Text.ru - 100.00%

Нейропсихолог Александрова О.А.

Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Читать ещё

Запишитесь на консультацию

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Сообщение отправлено!

С Вами свяжутся в
ближайшее время

Запись на прием

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Предзаказ Дискалькулия глазами нейропсихолога
[contact-form-7 id="70071854" title="Предзаказ"]