Зачем нужны глазодвигательные упражнения?

глазодвигательные упражнения

Глазодвигательные упражнения — это важная часть метода замещающего онтогенеза (МЗО), который создала с другими авторами Анна Владимировна Семенович, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры клинической психологии и психотерапии.

Анна Владимировна также описала так называемые дисгенетический синдром, который возникает у детей с органическим или функциональным дефицитом стволовых образований мозга. По данным А.В., если до 90-х годов в детской популяции преобладали задержки созревания лобно-височных отделов левого полушария (зоны, которые созревают в онтогенезе позже, наиболее исторически «молодые»), то в последние 30 лет в подавляющем большинстве случаев (более 70%) мы имеем дело с дефицитом на уровне стволовых и подкорковых структур. О незрелости ствола мозга пишут и многие другие авторы (например, Ефимовы описывают задержки миелинизации проводящих путей слухового анализатора и дефицит в работе вестибулярной системы).

Стволовая структура — исторически наиболее древняя часть мозга, и в процессе развития ребенка ствол является максимально зрелой структурой уже в момент рождения. Ствол обеспечивает генетически заданные программы развития, в том числе работу рефлексов и инстинктов, регулирует жизнеобеспечивающие функции: дыхание, сон, бодрствование, сердцебиение, сосание, глотание, выделение. Исторически нервная, иммунная и эндокринная системы не были разделены. Поэтому дефицит на уровне стволовых и подкорковых структур будет сопровождаться неугасшими примитивными рефлексами, нарушением сенсорной обработки, различными нейровоспалениями, аллергиями, нарушениями паттернов дыхания, стертыми дизартриями, нарушениям сна и питания, дефицитом внимания, возбудимостью и иными нейропсихосоматическими дисфункциями. Кроме того, имея первичный дефицит на уровне одного функционального блока мозга, у ребёнка будут накапливаться вторичные искажения развития (нарушение схемы тела, задержка речи и т.п.).

Метод замещающего онтогенеза создавался для работы в первую очередь именно для этой группы детей. И его основная идея состоит в «повторении» ранних ступенек развития ребёнка для «дозревания» стволовых и подкорковых структур головного мозга, а также обеспечения более слаженной работы всех трех блоков мозга.

Важно, что МЗО включает не только упражнения, направленные на компенсацию дефицита на уровне столовых образований. МЗО — уровневая система работы по мишеням внутри каждого функционального блока мозга. Причем работа по всем трем уровням идёт параллельно.

Глазодвигательные упражнения относятся к первому уровню. Здесь коррекционной мишенью является формирование у ребенка фундамента подкорково-корковых, внутри- и межполушарных взаимодействий. Глобально с помощью нейрокоррекционной работы на этом уровне у ребенка улучшается непроизвольная саморегуляция, энергоснабжение корковых функций, стато-кинетический баланс (он же постуральный контроль), происходит стабилизация нейропсихосоматических процессов (сон, пищевое поведение, обменные процессы).

Если обратиться к нейрофизиологии движений глаз, то мы увидим их теснейшую связь с работой вестибулярной системы рядом рефлексов, автоматизированных реакций. Например, вестибулоокулярный рефлекс делает «картинку» в нашем мозге стабильной. При движении головы наши глаза двигаются автоматически в противоположном направлении. Множество младенческих рефлексов (Моро, лабиринтный тонический, асимметричный шейный тонический, симметричный шейный тонический) также активизируют движения глаз (вверх-вниз, влево-вправо, аккомодация, конвергенция, координация «глаз-рука»).

Одна из «частных» задач в коррекции внутри первого уровня (помимо тех глобальных, что я уже описала) — вывести движения глаз на более высоко организованный уровень (чтобы движения были не только рефлекторными). То есть чтобы глаза могли двигаться независимо от головы, от руки, голова — независимо от туловища (чтобы ребёнок не поворачивался «всем телом»). На практике мы увидим, что ребенок научился ловить мяч и ездить на велосипеде, лучше прослеживает строку, эффективнее списывает с доски, совершает меньше суетливых движений.

Автор текста: клинический психолог, нейропсихолог Александрова Ольга Александровна

Для записи на консультацию напишите сообщение в мессенджеры на номер телефона +7964-342-47-02 или оставьте заявку на сайте.

Читать ещё

Запишитесь на консультацию

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Сообщение отправлено!

С Вами свяжутся в
ближайшее время

Запись на прием

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Предзаказ Зачем нужны глазодвигательные упражнения?
[contact-form-7 id="70071854" title="Предзаказ"]