Лабиринтный тонический рефлекс

Лабиринтный тонический рефлекс

В данной статье мы подробно рассмотрим, что такое лабиринтный тонический рефлекс (ЛТР). Если после ее прочтения у вас останутся вопросы, пишите комментарии под статьей, мы обязательно вам ответим!

Освоение двигательных навыков у человека происходит в кранио-каудальном направлении – то есть от головы к стопам. Постепенно ребенок учится держать голову, опираться на ручки, переворачиваться, ползать, сидеть, стоять, ходить. Контроль за равновесием и сохранением позы называется постуральным. И он очень зависит от функционирования вестибулярной системы, ведь мы все испытываем на себе воздействие сил гравитации. Нашему мозгу необходимо научиться правильно обрабатывать информацию о текущей системе координат.

Существует много рефлексов, связанных с вестибулярной системой, один из которых – лабиринтный тонический рефлекс (ЛТР). Он состоит из 2 частей: сгибательной и разгибательной. Сгибательная часть ЛТР появляется во внутриутробном периоде и обеспечивает «позу плода». Угасает он в норме к 3-4 месяцам после рождения. Разгибательная часть рефлекса активируется после рождения и помогает ребенку обрести контроль над мышцами шеи. Угасание происходит до 3,5 лет.

ЛТР заключается в реакции мышц сгибателей и разгибателей на изменение положения головы относительно фронтальной плоскости. Если опустить головку ребенка ниже спины, его ручки и ножки распрямятся. Если поднять выше – согнутся. В процессе развития на смену лабиринтного тонического рефлекса приходят СШТР и рефлекс Ландау. В некоторых случаях ЛТР может оставаться активным (часто – после операции кесарева сечения, нарушений в процессе беременности и родов, у недоношенных детей) и затруднять последующее развитие.

Симптомы не угасшего ЛТР (по сути, нарушение работы вестибулярной системы):

  • Нарушение постурального контроля (хождение на носочках, W-сидение, обвивание стула ногами, нарушение осанки);
  • Плохой баланс, нарушение равновесия;
  • Трудности с пересечением средней линии тела;
  • Мышечная дистония (гипо-, гипертонус);
  • Окуломоторные нарушения (плохой контроль за движением глаз, как следствие – проблемы зрительного восприятия, в том числе дислексия, нарушение прослеживания строчки глазами);
  • Трудности восприятия пространства;
  • Языковые сложности, неспособность связно и последовательно изложить мысли (квазипространство);
  • Сниженное слуховое внимание (переспрашивает, не может выделить из фона нужный поток звука, удержать инструкцию на слух, например, в классе «не слышит» учителя).

Нейропсихолог Александрова О.А.

Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Также вы можете связаться с нами через популярные мессенджеры:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку "Отправить" Вы даёте свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных".