Эхолалия – это автоматическое повторение чужих слов, фраз, предложений и даже больших частей текстов в речи.
В процессе индивидуального развития есть этап, когда эхолалии у детей являются нормой – до 2 лет. В этом возрасте ребенок активно имитирует поведение взрослых (это механизм здорового психического развития). С 6 до 9 месяцев также можно выделить период нормальных аутоэхолалий – это время, когда ребенок сам повторяет за собой лепетные слоги (ба-ба-ба, ма-ма-ма). Часто родители принимают эти аутоэхолалии за первые слова.
В том случае, если эхолалии сохраняются после 2-2,5 лет, они являются симптомом нарушения развития. И есть стереотип, что эхолалия является симптомом аутизма. Это не так.
Эхолалии могут встречаться при разных нарушениях (и даже у взрослых, кстати):
- ЗРР, ЗПРР;
- Сенсорная алалия (дисфазия);
- Умственная отсталость;
- Шизофрения;
- Расстройство аутистического спектра;
- Синдром Туретта.
Эхолалия бывает:
- Немедленная
- Отсроченная.
Часто ребенок с отсроченными эхолалиями может отлично вставлять фразы из мультиков, песен в контекст ситуации. Хорошая механическая память может являться этаким компенсаторным механизмом.
Для меня как для специалиста диагноз всегда носит второстепенный характер (тем более, что я их не ставлю; иногда диагноз – дань тем или иным административным требованиям системы). Гораздо важнее – разобраться в механизме нарушения, выяснить, что и где «сломалось» и как мозг пытается это обойти.
Механизмы эхолалии:
- Нарушение/замедление обработки слуховой, слухоречевой информации (чаще при немедленных эхолалиях);
- Нарушение когнитивных механизмов речи (соотнесение слова с предметом/действием, которое оно обозначает, и грамматические связки);
- Несформированность образа «Я» как субъекта речи (часто у детей с эхолалией можно наблюдать проблемы с использованием местоимений) и соответствующие проблемы коммуникации;
- Нарушение/несформированность функции планирования речевого высказывания (артикуляция остается сохранной, а что и в какой последовательности говорить – с этим проблема);
- Нарушение/несформированность мышления;
- Нарушение «центрального связывания» — способности проанализировать и связать детали в общую картину (это можно и к мышлению отнести).
Я могу долго перечислять зоны мозга, которые могут быть «виновны» в эхолалиях, но смысл один: единой локализации нет. Можно отметить «проблемы» с проводниками (белым веществом), левой лобной долей, задней ассоциативной корой и латерализацией речевой функции.
Еще один стереотип, связанный с эхолалиями: от них нужно срочно избавляться, они плохие. Да, эхолалии являются симптомом имеющегося нарушения функционирования мозга. Но эхолалия – это чаще всего функционально хороший признак, с ней можно работать, развивать.
Функции эхолалии:
- Способ коммуникации, выражение потребности принять участие в разговоре, выразить эмоции, согласиться с чем-то;
- Самостимуляция – способ справиться со стрессом или получить удовольствие от повторения фраз, которые связаны с приятными впечатлениями;
- Самоорганизация психики (подвести итоги, связка событий прошлого и настоящего).
Коррекция при эхолалии
- Коррекция, конечно, должна строиться индивидуально в зависимости от механизма нарушения.
- При замедлении обработки слуховой информации показан Томатис (это нарушение часто можно увидеть по результатам обследования с помощью вызванных потенциалов);
- Можно использовать для помощи ребенку визуальные и кинестетические опоры-подсказки (картинки, предметы);
- При нарушении мышления, соотнесения слова и предмета, планирования высказывания полезны игры с чек-листами, решение «проблемных» ситуаций (которые провоцируют выход из зоны комфорта и активизацию инициативы, но посильных для ребенка), визуально-ритмические задания, а также специальные пособия на развитие мышления (например, пособие Стребелевой).
Нейропсихолог Александрова О.А.
Для записи на консультацию нейропсихолога звоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.