BAL-A-VIS X – методика нейропсихологической коррекции различных нарушений и расстройств как у детей, так и взрослых. Название расшифровывается как «balance-auditory-visual exercises», то есть интеграция баланса (вестибулярной системы), слухового и зрительного восприятия. Это комплекс из более чем 300 упражнений с кинезиологическими мячиками, мешочками, наполненными песком, и балансировочной доской.
Методика была создана в 1980-х годах школьным учителем Биллом Хьюбертом, который захотел помочь своим ученикам преодолеть нарушения внимания (СДВГ), трудности освоения чтения и письма (дислексию, дисграфию), проблемы с арифметикой (дискалькулию). Опыт применения данной системы упражнений оказался настолько успешен, что позже методику адаптировали для реабилитации пациентов после органических поражений головного мозга (например, инсульта), а также для помощи людям с психологическими проблемами – ПТСР, депрессиями.
Уникальность методики «Bal-a-vis x» состоит в технологии выполнения упражнений и их последовательности. Освоить метод можно только вживую, поэтому упражнения, освоенные через видео в интернете, не будут эффективны (т.к. нет системы и правильной техники выполнения).
Методика эффективна для нейропсихологической коррекции следующих нарушений:
- Диспраксия;
- Гипердинамический синдром;
- Дислексия;
- Дисграфия;
- Дискалькулия;
- Нарушения сенсорной обработки (вестибулярная, проприоцептивная);
- Нарушения схемы тела;
- Нарушения пространственных представлений;
- Нарушения межполушарного взаимодействия.
По данной системе необходимо начинать с самых простых движений. Постепенно от занятия к занятию движения усложняются, более легкие переходят на уровень автоматизма, добавляется работа с доской (так называемая сенсибилизация) и когнитивная нагрузка (например, во время выполнения нужно называть слово по буквам или считать в уме).
Терапевтические факторы BAL—A—VIS X:
- Естественный ритм (часто у деток есть проблема с восприятием и воспроизведением ритма, что отражает дисфункцию подкорковых отделов головного мозга);
- Кинестетическая стимуляция (мешочки с песком и шероховатая поверхность специальных мячиков постоянно стимулируют рецепторы ладони, дают эффект релаксации);
- Вестибулярная стимуляция (постоянные движения головы вслед за мячом/мешочком, активизация координации глаз и рук, дополнительная стимуляция с помощью балансировочной доски);
- Формирование схемы тела и межполушарных связей, осей тела и пространства (верх-низ, право-лево, средняя линия), а следовательно – пространственных представлений;
- Развитие объема и концентрации внимания;
- Развитие навыка серийной организации движений, удержания программы действия, произвольного контроля;
- Развитие навыка сотрудничества при работе в паре, группе (умение рассчитать не только свои действия, но и реакцию партнера, например, если участник неверно кинул мячик, то партнер его не сможет поймать, следовательно, общая программа движений будет выполнена неуспешно).
Методика применяется в среднем с 5 лет, но отдельные упражнения могут использоваться и в более раннем возрасте, например, для работы с неговорящими детьми.
Обычно курс включает 3 занятия в неделю в течение 3 месяцев.
По ссылке можно ознакомиться со статьей NRTOA-2-109 об исследовании эффективности данного метода для коррекции СДВГ у детей в Зимбабве. BAL-A-VIS X статистически доказал свою эффективность для терапии данного нарушения.
Нейропсихолог Александрова О.А.
Если вас заинтересовала данная методика, вы можете записаться на занятия к нейропсихологу по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.