Адаптация детей к школе

Адаптация детей к школе представляет собой переходный период между привычным ритмом жизни в детском саду или дома и новыми правилами школьного распорядка. Под адаптацией подразумевается не только механическое привыкание к новым условиям и действиям, но также и осознание своей новой социальной роли, полученных обязанностей и ответственности. Школьное обучение, освоение предметов и дисциплин подразумевает сформированность ряда способностей мозга, так как это принципиально новая деятельность для ребенка.

Адаптация первоклассников к школе

Адаптация первоклассников является наиболее важным вопросом, который стоит перед родителями и учителями. Именно от того, насколько гладко пройдет этот этап, будет зависеть отношение ребенка к школе, его вовлеченность в процесс получения знаний, восприятие нового.

С этой целью основной упор в первые месяцы делается не столько на выдачу новых знаний, сколько на формирование интереса у детей. Основные задачи переходного этапа:

  • Формирование положительного отношения к учебе, создание позитивной ассоциативной связи со школой. Достигаться это может благодаря экскурсиям, интересным практическим занятиям и поощрением ребенка, когда он делится своими впечатлениями.
  • Обозначение новых социальных норм и требований, введение ребенка в широкий социальный круг со своей иерархией.
  • Предоставление индивидуальной ответственности за выполнение домашних заданий и классной работы.

Начиная с первых дней пребывания в школе, родители и учитель следят за поведением ребенка. К числу признаков хорошего процесса адаптации относятся:

  • Отсутствие страхов, тревог и сопротивления ребенка посещать школу.
  • Успешность в выполнении заданий. Особенно это относится к стандартным обучающим программам, не имеющим профильного углубления.
  • Самостоятельность при выполнении заданий, как в классе, так и дома. Это не исключает, что ребенок будет обращаться за помощью к взрослым. Но прежде всего он должен приложить все усилия, чтобы справиться самостоятельно.

Если возникают значительные трудности при изучении иностранного языка или профильного предмета, имеет смысл перевести ребенка в другой класс или школу, где нагрузка на эти предметы меньше. При испытании ребенком сильного дискомфорта или при очень сложной программе обучения есть риск развития психосоматических расстройств.

Несмотря на значимость всех критериев успеваемости в учебе, наиболее достоверным показателем адаптированности является удовлетворенность ребенка взаимоотношениями в коллективе. Если у него появились друзья, он с увлечением рассказывает о том, чем они занимались, значит, все идет хорошо, а успеваемость можно наладить. Когда проблемы начинаются на уровне коллектива, то пропадает любой интерес к учебе, вплоть до отказа посещать школу.

Какова продолжительность адаптации?

Привыкание к новым условиям и требованиям может занимать различное время: от нескольких недель до полугода. Индивидуальная скорость адаптации ребенка зависит от следующих условий:

  • психофизиологические особенности;
  • педагогическая подготовка к школьному обучению;
  • уровень сложности образовательных программ;
  • тип учебного заведения и количество учащихся в классе;
  • поддержка семьи и атмосфера дома;
  • особенности отношений в новом коллективе сверстников, а также с учителями.

Дети, посещавшие детский сад, адаптируются быстрее, чем те, которые воспитывались дома, поскольку они имеют более высокоразвитые коммуникативные и социальные навыки. Те, кто ходил в различные студии раннего развития, также будут испытывать меньший стресс, столкнувшись со школьным обучением. Все это связано не столько с уровнем интеллектуальной подготовки, которая на домашнем воспитании может быть выше, сколько с тем, что ребенок уже готов выполнять необходимые требования и общаться в социуме.

Признаки готовности к школе

Чем выше изначальная готовность к школе, тем легче протекает весь период адаптации. Самостоятельно оценить, насколько легко ребенок вольется в новую среду, можно по наличию следующих признаков:

  • Высокий уровень самостоятельности – умение одеться, обуться, собрать необходимые вещи, а также возможность оставаться без родителей определенное время.
  • Концентрация внимания, сила воли, усидчивость – способность в течение получаса заниматься каким-то одним видом деятельности.
  • Выполнение инструкций взрослого – важно как правильное понимание того, что просят сделать ребенка, так и выполнение сказанного. В школе это будет касаться не только непосредственных заданий, но также и поведения в стенах учебного заведения, отношений с одноклассниками и прочих моментов.
  • Хорошая память и достаточный словарный запас – также необходимое требование для успешной учебной деятельности.
  • Развитые коммуникативные и социальные навыки – ребенок умеет устанавливать адекватные отношения со всеми возрастными категориями и комфортно чувствует себя в коллективе.

Если возникают какие-либо сомнения, то перед поступлением в первый класс можно проконсультироваться с предполагаемым учителем или же пройти соответствующее тестирование у детского психолога. Уровень готовности к школе оценивается по определенным методикам. В семейном центре Эмбер дети могут пройти диагностику,  а родители получат индивидуальные рекомендации от специалиста, как обеспечить условия для более мягкого протекания адаптационного процесса.

Адаптация к школе в 5 классе

Кризис середины школы для многих приходит неожиданно, поскольку наибольшие тревоги связаны с началом обучения. Сложности, которые возникают в 5 классе, связаны с переходом из начальной школы в среднюю, физиологическими и психологическими изменениями, связанными с вступлением в пубертат, появлением множества учителей, предметов, кабинетов, а также с необходимостью завоевания нового авторитета. Ребенок испытывает значительный стресс в связи с тем, что теперь его знания будет оценивать не один привычный учитель, а несколько разных в соответствии с предметами. Психологически это так же трудно, как и оказаться первый раз в школе. В 5-м классе снова ломаются привычные стереотипы, подвергаются сомнению выработанные успешные стратегии поведения и отношений в классе.

Часто именно в 5 классе может меняться внутренняя структура взаимоотношений детей. Лидерами становятся те, кто таковыми являются по природе, а не те, кто больше нравился учителю. Появляется возможность проявить себя в каком-то одном предмете без влияния оценок другого. На первый план в этот период для ребенка выходят:

  • межличностные отношения;
  • установка собственного авторитета;
  • поиск собственного «Я» и его социальная реализация.

Однако это не значит, что учеба становится абсолютно неинтересной. Наоборот, переживания относительно своей успеваемости могут приобретать очень большой вес, но не каждый подросток начнет это демонстрировать, поскольку приоритетом является мнение класса. Данные личностные изменения нельзя предотвратить, можно только постоянно оставаться доступным для своего ребенка, чтобы тот в любой момент мог обратиться за советом.

Преодолеть новые перемены в образовательном процессе могут помочь родители – заранее рассказать, как теперь будет выглядеть обучение, показать, какие плюсы ребенок получит от этого. Возможны варианты знакомства с каждым преподавателем отдельно, если это будет снижать тревогу.

Проблемы с адаптацией к школе

Не все проблемы адаптации к школе связаны со сложностью усвоения материала или с поведением. Поэтому, прежде чем наказывать ребенка или усиливать дисциплину, необходимо разобраться в истинных причинах дезадаптивных процессов.

Факторы, затрудняющие адаптацию к школе у детей:

  • несформированность/ незрелость определенных отделов мозга, которые служат основой формирования учебных навыков. Например, нарушение межполушарного взаимодействия или дисфункция области мозга, отвечающей за пространственные представления. Заметить такие особенности может только специалист (логопед-дефектолог или нейропсихолог) при проведении специальных тестов;
  • имеющиеся с дошкольного возраста трудности развития: проблемы с устной и письменной речью (дислексия, дисграфия, дизорфография, заикание/логоневроз и пр.);
  • гиперактивность, дефицит внимания, проблемы с памятью и самоконтролем и другие (при переходе из садика в школу данные проблемы имеют свойство усугубляться);
  • сильный стресс или повышенный уровень тревожности;
  • проблемы семейного воспитания и атмосферы дома;
  • полученные ранее психотравмы и пр.

Сигналами, которые должны послужить поводом для обращения к специалисту, являются:

  • ребенок не может усвоить простые элементы школьной программы. Например, все дети уже освоили чтение, а ребенок с нарушением адаптации до сих пор читает с трудом, по слогам, неверно ставит ударения. Или пишет с огромным количеством ошибок, «зеркалит» буквы, сливает несколько слов в одно, пропускает буквы и слоги, иногда целые слова даже при списывании текста с доски или учебника;
  • ребенок плохо себя ведет – не может усидеть на одном месте, постоянно крутится, может посреди урока встать и начать ходить по классу, дерется, конфликтует с одноклассниками;
  • ребенку не хватает внимательности и сосредоточенности, не может ответить на вопрос по материалу, который только что рассказал учитель. Также регулярно теряет вещи, не может самостоятельно делать уроки;
  • ребенок неловкий – ломает предметы, часто падает, имеет трудности координации даже в простых движениях.

Иногда причин трудностей адаптации может быть несколько. Родителям и педагогам порой бывает сложно разобраться, что именно происходит с ребенком и почему. Например, при высоком интеллекте школьник может очень медленно читать, писать с большим количеством ошибок, быть крайне неусидчивым, провоцировать драки, из-за чего вызывать негативное отношение к себе у учителя. В подобных случаях в нашем центре проводится психолого-педагогический консилиум, то есть комплексная первичная консультация нескольких специалистов: психолога, нейропсихолога, логопеда, дефектолога. Каждый специалист тщательно анализирует ситуацию ребенка и его семьи, определяет наличие нарушений/дисфункций по своему профилю. И уже вместе специалисты делают выводы о структуре и сложности факторов, вызвавших нарушение адаптации ребенка в школе (при необходимости может быть оформлено заключение от всех специалистов на бланке центра). После такой консультации семье предлагается план занятий для устранения нарушений:

  • занятия с логопедом – для улучшения речи, чтения и письма;
  • занятия с дефектологом – для развития познавательных процессов, памяти, внимания, мышления, компенсации имеющихся «пробелов» в знаниях, повторении материала для ребенка в доступной форме;
  • занятия с детским психологом, песочная терапия, сказкотерапия – для снижения уровня тревожности, стресса, напряжения, устранения страхов, снижения уровня агрессии, улучшения поведения;
  • консультации с семейным психологом для родителей – для помощи ребенку со стороны родителей, устранения семейного стресса, если такой момент существует;
  • занятия с нейропсихологом – для устранения имеющихся дисфункций мозга, развития необходимых нейронных связей и компенсации имеющихся нарушений (например, дискалькулия, дисграфия, дислексия, СДВГ).
  • сеансы Томатис – для развития внимания, улучшения речи, устранения синдрома гиперактивности, снижения тревожности, развития моторных навыков, способностей к языкам.

Читать ещё

Запишитесь на консультацию

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Новочеркасский пр. 58, офис 321
Ново-Александровская ул., д. 14

Сообщение отправлено!

С Вами свяжутся в
ближайшее время

Запись на прием

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Предзаказ Адаптация детей к школе
[contact-form-7 id="70071854" title="Предзаказ"]