Многие родители, приводя своего ребенка на нейропсихологическую диагностику, интересуются критериями готовности детей к школе. Многие считают, что главными из них являются умение читать и писать.
На самом деле, это не столь важно. Если мозг созрел, то освоить арифметические действия, чтение и письмо – дело техники. Что же на самом деле важно?
Критерии готовности ребенка к школе:
- Социальная и временнАя ориентировка, осведомленность. Знает свои фамилию, имя и отчество, а также имена родителей, адрес проживания. Чем занимаются мама и папа. Времена года, какое время года сейчас. Какие недавно были праздники. Знает, как правильно обращаться к незнакомому взрослому, педагогу. Нормы этикета (как поздороваться, как попрощаться, как сообщить о своих потребностях, например, выйти в туалет). Есть ли желание учиться в школе.
- Достаточно развитый уровень моторики кисти и пальцев, необходимый для письма. Сюда же отнесем нормальный тонус мышц, силу и точность, координацию движений. При этом должна быть определена ведущая рука.
- Ребенок знает, где правая и левая стороны. Может повторить простые движения человека напротив, не зеркаля их (соблюдая правую и левую стороны).
- Ребенок может усидеть за столом и удержать внимание 30-35 минут с периодической сменой деятельности. При этом он не истощается полностью (в условиях школы после перемены он должен будет сидеть еще).
- Ребенок может достаточно быстро (до 3 показов) запомнить и воспроизводить в течение пары минут серию движений из 3 элементов (не рекомендую использовать самостоятельно пробу «кулак-ребро-ладонь», ее можно заменить другими движениями).
- Возможность копирования фигур: до 7 лет – простых (крест, круг, квадрат, треугольник, ромб, сдвоенные фигуры), с 7 лет – сложных.
- Ребенок справляется с кубиками Никитина минимум из 9 штук.
- Зрительный анализ и синтез: узнавание предмета по его контуру, узнавание незавершенного изображения, наложенных изображений, справляется с заданием «составь картинку из частей». Прослеживание взглядом запутанной линии.
- Может повторить простой ритм, например, 1-2-2-1-2-2.
- Запоминает на слух 5-6 слов, не относящихся друг к другу.
- Запоминает 5-6 простых картинок, не связанных по смыслу.
- Может пересказать короткий рассказ, услышанный впервые (несколько предложений).
- Понимает предлоги «На», «За», «Под» «Над», «В», «Перед».
- Умеет обобщать предметы по группам и исключать лишний предмет в группе (устно и по рисунку).
- Может сравнить два простых предметных понятия, используя признаки категории (например, «это дикое животное, а это домашнее»).
- Может интерпретировать сюжетную картинку (если на картинке есть сюжет с несколькими действующими лицами, может понять сам и объяснить собеседнику, что произошло, увязав все элементы в целое).
- Может составить рассказ по серии картинок (3-6 картинок).
- Соотносит число и количество в пределах 10, а не механически называет числа.
- Может выполнить так называемую конфликтную инструкцию, например, «повторяй за мной слова, но только не названия цветов».
Нейропсихолог Александрова О.А.
Если вы хотите пройти тестирование на готовность к школе или записаться на консультацию нейропсихолога, звоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.