Тестирование на готовность к школе

Чтобы узнать, готов ли ребенок к обучению в школе, проводится специальное тестирование. Его можно пройти перед посещением школьной комиссии, чтобы успеть скорректировать слабые стороны развития ребенка, если такие будут выявлены.

Кроме того, тестирование на готовность к школе помогает родителям получить информацию об общем уровне развития ребенка. При тестировании заключение пишет психолог, а при неоднозначных ситуациях собирается консилиум из специалистов, в который могут входить логопед, нейропсихолог и коррекционный педагог (дефектолог). В случае, если у ребенка выявляются серьезные органические поражения мозга или нервной системы, будет рекомендовано обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) и искать соответствующее учебное заведение, ориентированное на спецобучение.

Тестирование на готовность к школеТестирование на готовность к школе может ответить на следующие вопросы:

  1. Следует ли отдавать ребенка в школу в этом году или подождать еще год? Это актуально для детей, которым на момент 1 сентября не будет полных 7 лет
  2. Справится ли ребенок с общеобразовательной программой или необходимо искать специализированные адаптивные варианты?
  3. На что следует обратить внимание, чтобы подготовить ребенка к школе и облегчить его адаптацию? Это могут быть проблемы с вниманием, усидчивостью, незнание простых геометрических форм, цветов, неумение правильно держать ручку или кисточку для рисования и многое другое.

Диагностика может проводиться непосредственно в учебном заведении или в коммерческом психологическом центре, но всегда заключение пишет специалист психолог. Для определения уровня готовности к школе используются специально разработанные методики по Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). Единый протокол и использование одинаковых тестов гарантируют объективность обследования и полученных результатов даже в том случае, если возникают сомнения в профессионализме психолога, проводящего тестирование.

Тестируются следующие функции:

  • Эмоциональная – умение контролировать свое поведение и эмоциональные реакции, развитость волевых процессов.
  • Социально-коммуникативная – умение строить отношения с людьми из различных возрастных групп, своевременно занимать лидирующую или подчиняющуюся позицию, способность к самопрезентации.
  • Психологическая – уровень познавательной активности, развитие мыслительных и речевых операций, когнитивных процессов. Также сюда относится ориентация в бытовых аспектах, понимание окружающего мира, наличие определенной мотивации к обучению.

Примеры методик, применяемых при тестировании готовности к школе:

  • Диагностико-прогностический скрининг по Е.А.Екжановой. Заключается в выполнении 4-х заданий, по результатам которых можно оценить способности ребенка к обучению, его работоспособность, понимание устройства окружающего мира и другие психофизиологические составляющие. Благодаря оценке по 10-балльной шкале можно понять, в каком направлении работать с конкретным ребенком и какую коррекционно-развивающую программу использовать. Также есть возможность проследить динамику развития детей, задав им эти же задания через какое-то время. Посредством анализа работ по данному скринингу выделяются специфические особенности навыков познания у детей с разным уровнем психофизиологической зрелости.
  • Экспресс-диагностика готовности к школе по Е.К.Вархотовой. В процессе беседы с ребенком психолог  заполняет специальную анкету. Дети проходят 11 тестов, каждый из которых оценивается по 3-балльной шкале. Для организации этого тестирования нужно иметь специализированные материалы и протокол.
  • Оценка мотивационной готовности по Д.В. Солдатовой. Заключается в определении, чем ребенок готов и может заниматься, а чем нет. Также видно, что у него в приоритете.
  • Запоминание 10 слов по А.Р.Лурия. Оцениваются объем и скорость запоминания речи на слух.
  • Исследование зрительной памяти по М.М. Семаго. Оценка способности ребенка запоминать увиденное.
  • Исключение предметов по М.М. Семаго. Проверяется способность ребенка абстрагированию и обобщению предметов.
  • Ориентировочный тест «школьной зрелости» А.Керна в модификации И.Йерасека. Определяется уровень развития мелкой моторики у ребенка. Также анализируется, насколько скоординированы движения рук, как он ориентируется в пространстве, какие есть задатки и предпосылки к овладению навыков письма.
  • Методика "Проставь значки". Анализ способности концентрироваться и распределять внимание, а также переключаться с одного задания на другое.

В государственных учреждениях, как правило, протокол тестирования единый. В коммерческих центрах, в том числе в нашем, психолог может использовать эти же методики или заменить их на аналогичные, в зависимости от задач, которые озвучил и согласовал с ним родитель. Также специалист при тестировании добавляет или убирает какие-либо диагностические инструменты.

Минимальное время диагностики составляет один час, но тестирование может протекать и дольше. Время увеличивается, если поставлены специфические индивидуальные задачи или необходимо участие смежных специалистов. Кроме того, на длительность обследования может влиять скорость работы самого ребенка и его внутренний настрой.

Кто проводит тестирование на готовность к школе в нашем Центре?

нейропсихолог Александрова О.А.

Александрова Ольга Александровна - клинический психолог, нейропсихолог.

Запишитесь на тестирование по телефону (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.







Будем рады записать Вас к нашим сотрудникам: