Особенности характера ребенка

«Просто такой характер ребенка!» — фраза, которую я очень часто слышу у себя на консультациях. При этом частое заблуждение – рассматривать характер ребенка как нечто врожденное и неизменное в младшем возрасте. Особенно когда мы наблюдаем нарушение детско-родительских отношений и явные трудности в поведенческой сфере (например, ребенок 3-4 лет в состоянии фрустрации бьёт маму, кусается, падает на пол в аффективных приступах, валяясь так по 30-40 минут).

Давайте разбираться, что же такое характер и какие бывают патологии, связанные с нарушением формирования характера? К сожалению, об этом практически никто не пишет.

Итак, представим торт, имеющий три яруса. Внизу самый большой ярус – это биологические предпосылки личностного развития, то есть свойства нервной системы, которые задают особенности протекания психических процессов (сила/слабость, истощаемость/выносливость, равномерность течения, цикличность, способность к возбуждению/торможению, быстрота/инертность и т.д.). Сюда относится темперамент (можно вспомнить холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов, хотя всё немножко сложнее). Темперамент – природно-динамическая врожденная основа характера, которая мало подвержена влиянию среды и воспитания. К этому же ярусу мы отнесем черты конституциональных психотипов (их несколько, они наследственно передаются и представляют собой врожденные варианты адаптации психической системы к среде: циклоидность, шизоидность, эпилептоидность, истероидность и их «миксы»). Если у ребенка в анамнезе есть неблагополучие нервной системы, мы также его поместим в этот «ярус» (например, если есть СДВГ, где свои нейроанатомические и нейромедиаторные механизмы). Это всё – биологические предпосылки формирования характера, «заготовка», но не сам характер.

Второй ярус – это то, что формируется в процессе жизненного опыта, воспитания, влияния среды. Это формирующиеся паттерны взаимодействия, механизмы адаптации к среде, которые и превращаются дальше в характер. И это ключевой момент, на который может влиять семья, причем очень важен возраст ребенка. Чем младше ребенок, тем больше возможностей сформировать адаптационный ресурс, наработать поведенческие и коммуникативные стратегии. Если уже сформировались стереотипы протестного поведения, перестроить их сложнее.

Есть разные научные определения характера, но я приведу самое простое и понятное: характер – это система привычек. И у ребенка он только формируется.

Третий ярус – это уже формирование личности, то есть смысловая надстройка на имеющийся характер, которая включает мораль, систему ценностей, духовность и т.д. Мы пока не будем подробно на этом останавливаться, разбираемся с характером.

Патология характера ребенка

Теперь представим себе речку (такой «психический континуум»). И степень прозрачности воды в ней постепенно меняется.

Там, где вода прозрачная – это гармоничный характер. Человек может подстраиваться под ситуацию, проявлять гибкость в выборе стратегий поведения, предвидеть последствия своих поступков, проявлять волю («сейчас не хочется, но надо»). Это не значит, что человек не злится, не грустит, не боится и т.д. Конечно, у него возникают разные эмоции, но он с ними справляется, не обнаруживает признаков нарушения адаптации в среде.

Следующий участок «речки» уже не такой чистый, виден песок и водоросли – это акцентуации характера. Это крайний вариант нормы. Отличается тем, что отдельные черты характера «заострены» (не буду здесь перечислять типы, вы можете легко загуглить их, есть разные классификации). Такому человеку чуть сложнее бывает адаптироваться, он менее гибкий, есть устоявшиеся механизмы совладания с фрустрацией. Обычно говорят об акцентуациях, начиная с подросткового возраста, хотя черты, конечно, могут проявляться и раньше. У людей с акцентуациями выше риск развития зависимостей, вредных привычек, конфликтов, невротических расстройств.

Дальше река сильно мутнеет. Здесь мы наблюдаем патологии характера – психопатии. Их диагностические критерии: стойкость, тотальность (то есть затрагивают все сферы психики), нарушение адаптации. Я не буду нагружать терминами, есть еще переходные варианты. В МКБ (Международной классификации болезней) психопатиям соответствуют такие диагнозы, как «расстройства личности» (они бывают разные). Сюда же относится социопатия. Диагнозы эти ставятся примерно с 16-17 лет, но это не значит, что они появляются «из ниоткуда». Детям с нарушениями поведения часто пишут в заключениях «СДВГ» и другие достаточно общие и обтекаемые формулировки. Дальше такой «СДВГ» может превратиться в более «серьезный» взрослый диагноз.

Диагностика патологий характера

В детской сфере патологий характера как будто «не существует». Но если хорошо поискать, есть упоминания в литературе. В классификации типов дизонтогенеза по Лебединскому выделяется так называемое дисгармоничное развитие. Оно характеризуется спецификой формирования эмоционально-волевой сферы при достаточном интеллекте. «Наблюдается у детей с формирующимися психопатиями и личностными аномалиями», при этом причинами могут выступать наряду с врожденными и генетическими неблагоприятные условия воспитания ребенка. Характеристики вариантов дисгармоничного развития четко соответствуют содержанию личностно-аномальному патопсихологическому синдрому у взрослых (который выводится по результатам патопсихологического обследования).

Для того, чтобы предположить предпосылки к патологии характера, важно оценить анамнез, поведенческую сферу ребенка, детско-родительские отношения, тип семейного воспитания, эмоционально-волевую сферу ребенка. Здесь могут быть использованы как инструменты нейропсихологической диагностики, так и другие психодиагностические методы (их достаточно большое количество). Лучше консультироваться с клиническим психологом (просто детский психолог может не знать всех нюансов клиники). Дисгармоничный тип дизонтогенеза традиционно указывается с возраста примерно 6 лет, в более младшем описываются черты.

Коррекция тяжелого характера

Как известно, лучшее лечение – это профилактика. Поэтому крайне важно формировать гармоничную личность. Самый лучший инструмент для этого – здоровая психика родителя (личная терапия приветствуется). Если уже начались трудности, лучше подключить детского психолога и/или АВА-терапевта для коррекции нежелательного поведения, детско-родительских отношений и т.д. Нейропсихолог не корректирует напрямую поведение, но опосредованно создает предпосылки к развитию самоконтроля и саморегуляции.

В нашем центре ведут прием по вопросам нарушений поведения у детей:

 

Автор статьи:

Нейропсихолог Александрова О.А.

Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Также вы можете связаться с нами через популярные мессенджеры:

Читать ещё

Запишитесь на консультацию

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Сообщение отправлено!

С Вами свяжутся в
ближайшее время

Запись на прием

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Предзаказ Особенности характера ребенка
[contact-form-7 id="70071854" title="Предзаказ"]