Дефектология – наука, которая изучает особенности и закономерности развития детей с физическими и психическими отклонениями. Дефектологи занимаются вопросами воспитания, образования, обучения, облегчения жизни и максимальной социальной адаптации особенных детей. В состав дефектологии входят такие разделы специальной педагогики, как:
- сурдопедагогика (работа ведётся с детьми, имеющими патологии слухового аппарата);
- олигофренопедагогика (отрасль, занимающаяся с умственно отсталыми детьми);
- тифлопедагогика (отвечает за развитие слабовидящих, незрячих детей);
- логопедия (работа с особыми детьми, имеющими те или иные нарушения в речевом развитии).
Логопед-дефектолог – это специалист, имеющий педагогическое образование по специализации «Дефектология». В отличие от обыкновенного логопеда этот специалист занимается особенно тяжёлыми речевыми расстройствами у детей, страдающих разного рода психическими, неврологическими заболеваниями (аутизм, олигофрения, детский церебральный паралич, эпилепсия, неврозы, пороки развития головного мозга, миелиты, энцефалопатия, опухоли головного мозга и т.п.); у ребят с нарушениями слуха, зрения, черепно-мозговыми травмами и проч. Поэтому в программу обучения дефектолога входят такие науки, знание которых помогает определить первопричины дефектов речи и правильно подобрать подход к ребёнку, а именно: психология, психиатрия, неврология, отоларингология, офтальмология, олигофренопедагогика, сурдопедагогика и другие. Таким образом, логопед-дефектолог – специалист более широкого профиля, чем просто логопед, который имеет более узкую направленность работы и занимается со здоровыми детьми в основном постановкой звуков и развитием грамотной и красивой речи.
Причины возникновения речевых нарушений могут быть разнообразными: родовые травмы, инфекционные заболевания, поражающие головной мозг, генетические мутации, гипоксия плода, патологии внутриутробного развития плода, повышенное черепное давление, нарушение мозгового кровообращения и др.
К речевым расстройствам, которые помогает устранить или скорректировать логопед-дефектолог, относятся:
- дизартрия (косноязычие, нарушение звукопроизношения, вызванное ограничением подвижности органов речи из-за поражения центральной нервной системы);
- алалия (полное либо частичное отсутствие речи у детей без нарушений слуха и сохранным интеллектом, чаще всего вызванное повреждениями головного мозга во время родов или в результате черепно-мозговой травмы в раннем детстве);
- мутизм (ребёнок отказывается говорить, реагировать на обращённую речь. Может возникнуть в результате сильного испуга, психологической травмы);
- общее недоразвитие речи;
- логоневроз (невротическая форма заикания);
- задержка речевого развития (ЗРР);
- задержка психоречевого развития (ЗПРР);
- темповая задержка речевого развития;
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
- тахилалия, брадилалия (нарушения скорости и темпа речи);
- дислексия (проблемы с чтением);
- дисграфия (нарушение письма);
- афония, дисфония (нарушения звучности голоса):
- речевые дефекты, вызванные нарушениями слуха;
- речевые нарушения в результате хирургического вмешательства на органах речевого аппарата или слуха.
Кроме того, существует логопед-афазиолог, занимающийся реабилитацией пациентов с поражениями коры головного мозга, приведшими к афазии (полному исчезновению уже сформировавшейся речи). Афазия может развиться в результате инсультов, черепно-мозговых травм или онкологических заболеваний мозга, как у взрослых, так и у детей. Работать с такими случаями может и логопед-дефектолог, но для этого ему необходимо пройти курсы повышения квалификации в области афазиологии.
Задача логопеда-дефектолога состоит не столько в том, чтобы научить особенного ребёнка правильно произносить звуки, а в том, чтобы помочь ему высказывать и доносить до собеседника свои мысли; адаптироваться в окружающем мире; развить его мышление, внимание, память; максимально приблизить к норме уровень развития пациента. Для каждого «сложного» ребёнка, в зависимости от его диагноза и степени тяжести речевых нарушений, необходим индивидуальный корректный подход. Для этого с пациентом и родителями проводятся предварительные беседы, целью которых является определение первопричины нарушений речи и степени их тяжести, так называемая логопедическая диагностика, по итогам которой даётся логопедическое заключение о состоянии речевого развития в данный момент. После этого разрабатывается индивидуальная программа коррекционно-педагогической работы. Логопед-дефектолог начинает заниматься с детьми от одного года.
В связи с увеличением числа детей, имеющих те или иные патологии развития, логопед-дефектолог должен регулярно проходить курсы по повышению квалификации, изучать и разрабатывать новые методики и программы коррекционно-педагогической работы.
Кто ведет прием в центре Ember?
В нашем центре работает несколько опытных логопедов-дефектологов, которые проводят занятия в офисе центра на Новочеркасском проспекте, а также выезжают на дом к клиентам в пределах Санкт-Петербурга.
Посмотреть странички всех сотрудников можно здесь
Посмотреть стоимость можно здесь
В Центре «Эмбер» работают логопеды-дефектологи с большим опытом работы. Запишитесь на занятия со специалистом:
Посмотреть всех наших специалистов можно здесь.
С ценами на услуги психологов можно познакомиться в соответствующем разделе. Цена зависит от времени консультации, квалификации специалиста.