Дизорфография – это нарушение, связанное с отсутствием у ребенка способностей к освоению орфографии. Отклонение обнаруживается в процессе обучения: ребенок не понимает, как использовать правила правописания и пунктуации при выражении мыслей на письме. Неполноценное развитие речевой и психической деятельности не отражается на общем состоянии интеллекта и не затрагивает устную речь.
В последнее время данное нарушение встречается у многих школьников в разной степени выраженности. Это обусловлено низким уровнем познавательной активности у детей.
Признаки дизорфографии у ребенка:
- Употребление ограниченного количества слов и маленький словарный запас не дают развиваться письменной речи.
- Отсутствует понимание о строении слова.
- Не формируются навыки, определяющие части речи и морфологию слова.
- Не может склонять, находить родственные слова, определять род.
- Нарушение присутствует в анализе и синтезе – не умеет сравнивать фонему с буквой и звуком, делает ошибки в определении ударного слога и гласной буквы в слове.
Классификация дизорфографии
Симптоматика, которую носит данное нарушение, имеет полиморфный характер. Общие проявления дизорфографии наблюдаются в неумении пользоваться правилами правописания и сохранять морфемный принцип при написании всех значащих частей слова. У ребенка, не владеющего необходимой терминологией и знанием правил, обнаруживается низкое качество правописания и многочисленное количество орфографических ошибок в письме.
Дизорфография имеет 3 степени выраженности: тяжелая, средняя, легкая. Степень измеряется способностью выполнять определенное количество заданий, исходя из которых нейропсихолог или логопед определяет форму отклонения.
Также ученые разделяют нарушение на категории, согласно которым определяется методология и длительность коррекции.
Основные категории дизорфографии:
- Морфемная – подразумевает нарушение восприятия структурного анализа слова. Сопровождается большим количеством ошибок в правописании, определяющихся на основе самостоятельных работ (сочинения, изложения).
- Синтаксическая — неправильное применение правил синтаксического письма (пунктуации).
- Смешанная – включает допущение ошибок в правописании и пунктуации одновременно.
Хорошим методом для определения категории служит изложение. В большинстве случаев ребенок делает ошибки в длинных словах, редко — в коротких.
В диктантах ошибок меньше. Почему? Потому что ученик не понимает, как сформировать основную мысль. Он не способен отделить главные события в рассказе от маловажных. В его работах нет последовательности в передаче сюжета. Дети, страдающие дизорфографией, часто ограничиваются лишь перечислением персонажей.
Коррекция дизорфографии
Если вас беспокоят частые ошибки ребенка на письме и не усвоение правил русского языка, запишитесь на комплексную диагностику (консилиум) специалистов в составе «нейропсихолог + логопед» в нашем Центре, обязательно принесите на консультацию рабочие тетради по русскому языку. Специалисты проведут необходимую диагностику и определят коррекционный маршрут. Как правило, в большинстве случаев занятия по коррекции дизорфографии проводит логопед с учетом рекомендаций нейропсихолога. В нашем Центре работают детские логопеды, имеющие дополнительно филологическое образование, поэтому коррекция дизорфографии — это та область, где наш Центр является лидером по Санкт-Петербургу.
Ваш ребенок в процессе курса занятий освоит орфографические, грамматические и пунктуационные правила русского языка, избавится от ошибок на письме, улучшит свои оценки и станет более уверенным в себе, что тоже немаловажно для формирующейся личности.
Запишитесь на консультацию логопеда по телефону (812) 642-47-02 или заполните заявку на сайте.