Тревога — это последовательность когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций, актуализирующихся в результате воздействия на человека различных стрессоров, в качестве которых могут выступать как внешние раздражители (люди, ситуации), так и внутренние факторы (актуальное состояние, прошлый жизненный опыт, который определяет интерпретацию и предвидение сценариев определённых событий и т.д.).
Тревога в системе человеческой психики выполняет следующие функции: предупреждение о возможной опасности и побуждение организма к конкретизации опасности. Воздействие тревоги на организм неоднозначно, однако стоит отметить, что именно тревога становится мобилизующим фактором для потенциальных возможностей организма. Само слово «тревога», появившееся в России триста лет назад, изначально означало «знак к битве». В то же время чрезмерная тревога и беспокойство способны привести к истощению организма и как следствие — к различным заболеваниям, что особенно характерно для детей.
Выделяют два вида тревоги – это мобилизующая (которая дает дополнительный импульс к действию) и расслабляющая (снижающая эффективность деятельности вплоть до полного её прекращения).
Чувство тревоги присутствует у всех людей, но какая из двух видов тревоги будет преобладать, во многом решается в детстве. Важную роль здесь имеют особенности взаимодействия ребёнка со значимыми ему людьми. Предрасположенность к переживанию тревоги называется тревожностью. И тревожность как психическое свойство имеет возрастную специфику.
Причины чувства тревоги у детей дошкольного и школьного возраста:
- Внутриличностные конфликты, чаще всего связанные с оценкой своей успешности в различных сферах деятельности ребёнка (ребенок воспринимает что-то сделанное им хорошо, а взрослые опровергают его мнение, часто не учитывая возрастных возможностей ребёнка и руководствуясь своими амбициями и потребностями);
- Нарушение внутрисемейного взаимодействия или взаимодействия со сверстниками;
- Соматические нарушения (хронические заболевания, физические недостатки и т.п.).
Часто тревожность развивается у ребёнка, находящегося в ситуации или состоянии конфликта, который вызван:
- Негативными требованиями, которые могут поставить его в унизительное или зависимое поведение;
- Неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
- Противоречивыми требованиями, которые предъявляются ребёнку родителями, учебным заведением, сверстниками.
Существуют и специфические для каждого этапа дошкольного и школьного детства причины возникновения тревожности:
- В дошкольном и младшем школьном возрасте возникновение тревожности связано с неудовлетворением потребности в надёжности и защищённости со стороны ближайшего окружения — эта потребность является ведущей в этом возрастном промежутке. Если сказать по-другому, то тревожность вызывается нарушением отношений с близкими взрослыми. У младших школьников значимым взрослым помимо родителей может оказаться и учитель.
- К подростковому возрасту тревожность может стать устойчивым личностным образованием. Если в более раннем возрасте чувство тревоги связано с определёнными внешними ситуациями и отношениями, то в подростковом возрасте всё усложняется: появление тревожности обусловливается Я-концепцией ребёнка (восприятием самого себя), которая часто противоречива. Возникают сложности с адекватной оценкой себя и собственных успехов и неудач, следовательно, это подкрепляет отрицательный эмоциональный опыт и тревожность. То есть в этом возрасте тревожность появляется из-за неудовлетворения потребности устойчивого удовлетворительного отношения к самому себе, что, в свою очередь, зачастую связано с нарушением отношений со значимыми людьми.
- Также повышение тревожности в подростковом возрасте может быть связано с формированием психастенической акцентуации характера, основным проявлением которой являются тревожно-мнительные черты. Это может быть обусловлено наследственностью. У человека с такими особенностями легко возникают опасения, волнения, страхи. Присутствует недостаток уверенности в себе, а из-за этого человек нередко отказывается от выполнения какой-либо деятельности, которая кажется ему трудной. Часто занижена оценка полученных результатов, затруднено принятие решений, так как присутствует страх негативного результата, имеются трудности в общении. Высокая тревожность способствует возникновению астении и психосоматических заболеваний.
Аналогичные тенденции могут сохраняться и в период ранней юности. К старшим классам тревожность дифференцируется, локализуется в отдельных сферах общения с миром: школа, семья, будущее, самооценка и т.д. Появление и закрепление постоянного чувства тревоги связано с развитием способности к осознанию существования противоречий между своими способностями и возможностями, неопределённостью жизненных целей и социального положения (рефлексии).
Важно сказать о том, что мобилизующие свойства, то есть побуждающие, тревога приобретает только к подростковому возрасту, а вот в дошкольном и младшем школьном возрасте тревога является дезорганизатором деятельности. Боясь совершить ошибку, ребёнок постоянно контролирует себя («тревожный гиперконтроль»), что приводит к нарушению деятельности и ухудшению общего самочувствия.
Тревожность проявляется как у мальчиков, так и у девочек. Однако, в дошкольном возрасте наиболее тревожны мальчики, к 9-11 годам соотношение становится равномерным, а после 12 лет отмечается резкое повышение тревожности у девочек. При этом у девочек для развития тревожности более значимы взаимоотношения с другими людьми, а у мальчиков – насилие во всех его аспектах (физическое, моральное и т.п.).
Для предотвращения сложностей, связанных с повышенной тревожностью, необходимо проводить диагностическую и профилактическую работу, которая может проходить как в групповой форме (класс, семья), так и в индивидуальной (что предпочтительнее для подросткового возраста).
Коррекция детской тревожности
Если Вы заметили у ребёнка признаки повышенной тревоги (нарушение сна, аппетита, энурез, энкопрез, эмоциональные сложности, трудности концентрации внимания и др.) — необходимо обратиться к детскому психологу. Специалист проведёт психологическую диагностику, определит индивидуальные причины возникновения и развития чувства тревоги, даст рекомендации родителям и составит программу коррекционных занятий с ребёнком, в которую помимо занятий с психологом при желании могут быть включены:
- Томатис-терапия
- прослушивание программы Soundsory
- песочная терапия
- арт-терапия
- сказкотерапия.
Запишитесь на консультацию детского психолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.