«Электронное ухо» — так назвал Альфред Томатис в 50-х годах 20 века свое изобретение, прибор, создающий эффект чередования (подробнее о том, как работает Томатис). С момента создания «Ухо» Томатиса сильно изменилось. По мере развития технологий оно стало меньше и мощнее. Добавилось множество настроек и программ. Из стационарного устройство превратилось в портативное. Первоначально в методе Томатис использовался исключительно аналоговый звук, но с 1994 года по мере развития цифровых технологий было принято решение о внедрении цифровых фильтров в работе.
Было проведено множество исследований в разных странах, подтверждающих эффективность метода Томатис в коррекции различных нарушений с использованием цифрового звука (подробнее можно прочесть здесь).
На данный момент специалисты метода Tomatis® используют в работе цифровое «электронное ухо» (планшет Talks Up®) и отказались от аналоговой обработки звука. В то же время некоторые центры и компании продолжают использовать громоздкое устаревшее оборудование, работающее с аналоговыми источниками звука. Более того, в Петербурге есть недобросовестные компании, вводящие клиентов в заблуждение относительно качества работы таких приборов.
Компания TOMATIS DEVELOPPEMENT S.A. (TDSA), являющаяся эксклюзивным собственником Метода Tomatis®, опубликовала официальное письмо, дающее разъяснения относительно различий цифрового и аналогового электронного уха и причин, почему в компании сейчас используются в работе только цифровые приборы (смотреть текст письма).
Давайте вместе разберемся, почему же фирма TOMATIS DEVELOPPEMENT S.A. полностью перешла только на цифровой звук?
Рассматривая два поколения приборов, нужно понимать, что аналоговым и цифровым может быть как сам источник звука, так и наложенный эффект чередования (gating), который является определяющим для возникновения знаменитого эффекта Томатис.
1. Характеристики аналогового и цифрового звуков
Параметр | Аналоговый звук | Цифровой звук | Вывод |
Чистота записи | Сырой звук, содержащий погрешности | Оцифрованный звук, прошедший квантование и упорядочивание | Цифровой звук не имеет технических погрешностей |
Частота сигнала | Частотный спектр до 12 кГц (пленка «отрезает» более высокие частоты) | Частотный спектр до 20 кГц (полный) | Высокие частоты играют огромную роль в методе Томатис, поэтому усечение высоких частот критично для результата => цифровой звук лучше |
Децибелы | До 65дБ | До 90дБ (сравнимо с передачей динамики оркестра) | Эффект чередования реализуется на основании интенсивности звука, поэтому при меньшей интенсивности уменьшается сила контраста эффекта gating (то есть метод Томатис реализуется в полной мере именно при цифровом звуке) |
Копирование на магнитную пленку | Осуществляется с потерей качества записи; аналоговые носители сняты с производства! | Можно создать точную копию без потери качества | 100% качество копий гарантировано только на цифровых носителях |
Качество записи | Снижение качества записи после каждого воспроизведения из-за трения (около 11% потерь при звуке выше 6000 Герц) | Стабильность качества при многократном воспроизведении одной записи на всех частотах | 100% гарантия и стабильность качества звука только на цифровых источниках звука |
2. Сравнение аналоговой и цифровой версии эффекта чередования (gating)
Параметр | Аналоговое чередование | Цифровое чередование | Вывод |
Эффект чередования при различных источниках звука | Не имеет смысла, если источник звука цифровой. Аналоговое чередование возможно только при использовании аналогового источника | Цифровое чередование эффективное и надежное. Ошибки исключены | Аналоговая обработка устарела и больше не используется |
Настройка | Делается с помощью ручных кнопок, что дает до 20% погрешности. Воспроизведение может происходить с ошибками, о которых никто не узнает (нет контроля программой) | Встроен специальный интерфейс, исключающий неточности. Программа проверяет сама себя. Специалист может видеть все характеристики фильтров и включать дополнительные настройки | Цифровое чередование дает гарантию полной реализации эффекта Томатис |
Очевидно, что цифровой звук и обработка более практичны, так как человек слышит композицию, максимально динамичную и насыщенную частотами и гармониками. Поскольку в методе Томатис основное воздействие ведется благодаря звуку, его качество является определяющим. Контроль воспроизведения нужной композиции со всеми характеристиками происходит благодаря компьютерной программе, поэтому исключены ошибки при прослушивании сессий.
Качество терапии существенно выше при использовании цифрового «электронного уха». Помимо преимущественных технических характеристик, в него встроены специальные программы, которые сообщают о наличии дефектов в записи или о неточностях настройки, что невозможно с аналоговым звуком. Даже специалисту самостоятельно определить погрешность на слух до 20% бывает практически невозможно, зато точные компьютерные настройки помогают добиться максимальной эффективности Метода Томатис.
Почему некоторые Центры продолжают использовать аналоговые приборы?
Использование аналогового электронного уха во многом обусловлено дешевизной прибора и отсутствием необходимости проходить дополнительную сертификацию по работе с цифровыми программами. Вопрос качества можно частично решить за счет использования новых кассетных записей при каждом прослушивании, однако и это не гарантирует максимальную частотную передачу композиции. Тем более, что новые кассеты сейчас не производятся.
Помните, что оригинальный метод Томатис полностью перешел на использование цифровой обработки звука. Это достигается в приборах нового поколения TalksUp® (см. фото), которые используются и в нашем Центре.
О том, как найти настоящий Томатис в Петербурге и избежать подделок, вы можете прочесть в нашей статье.
Интересует курс Томатис? Запишитесь по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте, мы обязательно вам перезвоним!