Я не верю в «волшебные таблетки» и магию и поэтому с момента, как стала использовать в работе Томатис, я ищу научные объяснения его эффективности при определенных нарушениях и диагнозах (да-да, в интернете можно найти много довольно общих по смыслу текстов, что «слушание влияет на работу мозга», но на мой взгляд, это все «вода»). Каков механизм? Почему мы получаем или не получаем результат? И постепенно я нахожу все новые объяснения.
Я уже писала, что Томатис однозначно улучшает работу слухового анализатора (как на уровне коры, так и ниже, и это видно по субкортикальным вызванным потенциалам, и даже есть исследования). Сюда я отношу все производные психические функции: слуховое неречевое и речевое восприятие, слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Однако в своей практике я наблюдаю, что эффект Томатис не ограничивается только улучшением слухового восприятия. Не так давно наш логопед заметила, что у клиентов снижаются проявления диспраксии после нескольких курсов Томатис. У некоторых детей спонтанно улучшается слоговая структура слова.
И я нашла объяснение!
В научной статье от 2015 г. «Патогенетические основы артикуляционной диспраксии у детей дошкольного возраста» (авторы Т.П. Калашникова, Г.В. Анисимов, Н.А. Савельева, М.В. Довганюк) описывается качественный и количественный анализ ЭЭГ и КВП (когнитивных вызванных потенциалов) 49 детей с артикуляционной диспраксией. К сожалению, авторы не стали исследовать работу слухового анализатора на уровне подкорки (тогда результаты были бы еще интереснее), то есть выводы были сделаны только на основе работы коры головного мозга.
Помимо аппаратных обследований была проведена нейропсихологическая диагностика, которая подтвердила в возрасте 3-5 лет достоверно значимое нарушение слухового речевого восприятия (гнозиса), фонематического анализа и кинестетического праксиса. По мере взросления у детей к 6-7 годам происходило улучшение слухоречевого восприятия, но сохранялись нарушение фонематического анализа и диспраксия.
Авторы делают выводы, что фонематический анализ является первичным по отношению к артикуляционному праксису.
Если по-простому, то для того, чтобы ребенок мог правильно произнести звук, он должен адекватно его распознавать в потоке речи на слух (то, что называется аудио-вокальная петля, обратная связь «слышу звук-произношу звук-слышу звук, который я сам произнес»). В процессе формирования артикуляторного праксиса происходит соотнесение фонематического и кинестетического образов звуков (фонема-артикулема).
Что касается кинетической артикуляционной диспраксии (это другой вид, который касается переключений звуков, слогов), то слуховая память и ритм (а это тоже функции, напрямую связанные со слуховым анализатором) важны для способности воспроизведения слоговой структуры слова и правильной последовательности в переключениях звуков, слогов, слов.
Впоследствии такое нарушение может приводить к трудностям обозначения предметов, нарушению понимания сложных предложений (о, как часто я это вижу на практике!), недостаточному владению связной речью.
Очень интересны полученные результаты аппаратных обследований:
- в возрасте 3-5 лет нарушена интеграция зон коры в правом полушарии, определяющие неречевое слуховое восприятие (соотнесение неречевого звука и образа предмета), а также межполушарное взаимодействие (а я уже писала о развитии речи, что сначала у ребенка речь развивается в рамках правого полушария, примерно до 1.5 лет, затем происходит специализация полушарий по речи);
- в возрасте 6-7 лет происходит компенсация необходимых связей в правом полушарии (т.е. формируется нормативное слуховое неречевое восприятие);
- в возрасте 6-7 лет обнаруживается серьезный дефицит интеграции внутриполушарных связей слева. То есть нарушается перенос регуляции слухового восприятия справа налево! Что и определяет нарушение созревания слухоречевого восприятия.
- У левшей были получены аналогичные данные, только с зеркальным поворотом (то есть неречевое слуховое восприятие слева, речевое — справа).
- При этом активация теменной коры, отвечающей за артикуляционный кинестетический праксис, может оптимизировать нарушенный фонематический анализ (т.е. связь фонематического слуха и кинестетического праксиса двухстороняя).
- В процессе развития ребенка (к 6-7 годам) функциональный дефицит перемещается в передние отделы обоих полушарий (лобно-височные и лобно-центральные), что может указывать и на связь с кинетической диспраксией.
Патогенез диспраксии
Ядром патогенеза диспраксии являются нарушения восприятия. У детей замедлен процесс формирования соответствующих связей сначала в правом полушарии и между полушариями, затем в левом полушарии. Нарушение слухового восприятия в различных вариантах сохраняется у таких детей на протяжении всего дошкольного периода.
Таким образом, Томатис показан детям при артикуляционной диспраксии. Конечно, в сочетании с логопедическими занятиями.