Формирование праксиса и диспраксия у детей

Диспраксия у детей (диспраксия развития) – это несформированность произвольных предметных движений и действий при сохранном интеллекте. Если мы говорим про взрослых, то аналогичное нарушение, возникшее после инсульта или черепно-мозговой травмы называется апраксия (это утрата уже сформированного навыка).

Этапы развития двигательной сферы у детей:

  • Рефлексы новорожденных;
  • Формирование постуральных реакций, удержание равновесия, постепенная вертикализация (ребенок держит голову, переворачивается, садится, ползет, стоит у опоры, начинает ходить и бегать);
  • Включение двигательных программ (ходить, ползать – это неосознанные движения, двигательный паттерн, а подойти, взять предмет и им целенаправленно манипулировать – это уже праксис);
  • Предметно-манипулятивная деятельность (сначала неосознанная, затем всё более произвольная);
  • Имитация (от инстинкта до произвольного действия);
  • Интеграция стимулов от сенсорных систем (вестибулярная, проприоцептивная, кинестетическая информация) => формирование СХЕМЫ ТЕЛА.

Таким образом, в основе праксиса, то есть произвольных движений, лежит восприятие и сенсорная интеграция.

С 2 лет уже можно говорить о формировании первичного праксиса. По мнению доктора психологических наук, профессора Т.Г. Визель, мануальный, пальцевый праксис можно оценивать с 2.5 лет. Оральный праксис – с 3 лет. Артикуляторный – с 4 лет.

Виды нарушений двигательной сферы у детей:

  1. Нарушение первичной моторной функции (это НЕ диспраксия, а нарушение элементарного уровня организации движений):
    • Снижение мышечной силы (парез);
    • Нарушение тонуса (гипер-, гипо-, дистония);
    • Нарушение на уровне рефлексов;
    • Нарушение координации, равновесия, атаксия;
    • Гиперкинезы (хорея, атетоз, тремор, тики).
  2. Нарушение сенсомоторной функции (это уже уровень выше, где необходимо совмещать несколько потоков информации и двигаться, таким образом, есть «сенсорный вход» и «моторный выход», цепочка реакций):
    • Трудности зрительно-моторной координации (например, поймать мяч);
    • Нарушение сенсорной интеграции (например, гравитационная неуверенность => недоразвитие крупной моторики);
    • Синкинезии (непогашенные рефлексы и, как следствие, отсутствие четких дифференцированных движений);
    • Нарушение перехода средней линии тела;
    • Нарушение билатеральной координации (нарушение межполушарного взаимодействия);
    • Дизритмия.
  3. Диспраксия. Это высший уровень организации двигательной сферы.
    По механизму:

    • Кинестетическая (нарушение уклада позы, например, артикуляторной позы на конкретный звук; позы пальцев руки) – отражает вовлеченность нижней теменной области чаще левого полушария;
    • Кинетическая или динамическая (нарушение двигательной мелодии, то есть проблема в переключении элементов движения между собой: переключение при произнесении звуков, слогов, переключение движений руки (например, в пробе «кулак-ребро-ладонь) – вовлеченность премоторной области коры, чаще слева. Голландский невролог Чарльз Ньокиктьен данные уровни называет «мелокинетическая диспраксия» и считает, что это не диспраксия в полном смысле, а отражение более «нижних» в мозговой организации трудностей.
    • Идеомоторная диспраксия – «истинная диспраксия», по-Ньокиктьену. Здесь проблема: «Как сделать?», то есть программа действий. Локализация – также премоторная область, но спереди по отношению к кинетической+теменно-затылочные области обоих полушарий (в зависимости от вида деятельности).
    • Идеаторная диспраксия – «Зачем делать?», то есть замысел действия, содержащий намерение. Префронтальная кора+все необходимые уровни организации праксиса, описанные выше, в зависимости от содержания действия.

Также можно выделить диспраксии по видам деятельности: конструктивная, графомоторная, диспраксия выражения эмоций, диспраксия еды и т.д., но это уже частные случаи.

Виды диспраксии по локализации:

  • Артикуляторная, вербальная;
  • Орально-лицевая;
  • Диспраксия конечностей, мануальная, пальцевая;
  • Аксиальная/постуральная.

Рекомендации родителям при диспраксии у детей

Диспраксия – это нарушение формирования навыков. Тренируя конкретный навык, будь то произнесение звуков или езда на велосипеде, диспраксия не устраняется. Но формировать жизненно важные навыки необходимо, а также важно преодолевать психологическую установку неуспешности у ребенка. Родителям нужно многократно повторять действия вместе с ребенком, ободряя его и снимая фокус внимания с самого действия, чтобы не акцентировать внимание на том, что не получается. Не ругать и не сравнивать с другими.

Также важно формировать предпосылки к формированию праксиса, заниматься видами активности, которые приводят в порядок «нижние уровни» организации моторной сферы (ствол — вестибулярные ядра – мозжечок — кора).

Примеры занятий: ортоковрики, полусферы, различные балансиры, прыгуны, беговел, батут, игры с мячом, «классики», «жмурки», «догонялки», методика занятий с кинезиологическими мешочками и мячиками BAL-A-VIS X, бассейн, коньки, ролики, ЛФК, АФК, кинезиология, логоритмика, барабаны, игры на подражание движениям («зеркало», «попробуй, повтори»), действия по устной инструкции (сложное действие дробить на части и проговаривать пошагово, как в игре «Робот», сложные можно в виде квеста), развитие новых способов использования игрушек и вещей.

Text.ru - 100.00%

Нейропсихолог Александрова О.А.

Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Читать ещё

Запишитесь на консультацию

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Сообщение отправлено!

С Вами свяжутся в
ближайшее время

Запись на прием

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Предзаказ Формирование праксиса и диспраксия у детей
[contact-form-7 id="70071854" title="Предзаказ"]