стресс у детей

Эмоциональный стресс у детей и подростков

Эмоциональный стресс у детей, как правило, имеет социальное происхождение, т.е. обусловлен изменениями в окружении ребёнка — чаще всего в семье. Главная черта каждого ребёнка — его эмоциональность. Ребёнок очень живо реагирует на любые изменения в его окружении, и сильные отрицательные эмоции, с которыми ребенок не может справиться, могут привести к невротическим и психосоматическим расстройствам. Эмоциональный стресс нарушает обычное течение жизни, становится невозможным удовлетворение биологических, социальных и психологических потребностей ребёнка.

Стресс — нормальная ситуация в жизни любого человека и может помочь мобилизовать все ресурсы организма, чтобы преодолеть фактор, приводящий к сильным эмоциям, но также может быть обратная ситуация, когда стресс становится причиной соматических заболеваний и психологических проблем, если у организма и психики не хватает ресурсов на адаптацию к новым условиям.

Также стимулом могут быть любые перемены в образе жизни: поступление в детский сад или школу, например. Частота стрессов по мере взросления ребёнка возрастает. Устойчивость к ним различна у разных людей. Развитие у ребёнка невротических или психосоматических заболеваний зависит от биологических, психических особенностей, от социального окружения и особенностей событий, вызывающих серьёзные эмоциональные переживания.

Существует статистика, которая говорит о том, что в течение года человек переживает в среднем около 150 заметных жизненных изменений. Если их число возрастает более, чем в 2 раза, то вероятность заболевания составляет 80%, если число событий в пределах 150-300, то риск заболеваний 50%.

Стоит сказать о том, что многократно перенесённые в прошлом трудные семейные ситуации неблагоприятно сказываются на последствиях эмоционального стресса. Развитию заболевания после эмоционального стресса способствует состояние беспомощности, когда окружение воспринимается менее безопасным, не доставляющим удовольствия, а ребёнок чувствует себя покинутым. В то же время, если социальное окружение ребёнка, его семья разделяет его мнение, он находит эмоциональную поддержку от семьи, то вероятность заболевания снижается. Т.е. эмоциональная поддержка — это профилактика отрицательных последствий стресса.

Причины эмоционального стресса:

  • чрезмерная ответственность, дефицит времени;
  • ситуации соревнования, оценивания результатов деятельности (например, экзамены, конкурсы)
  • «старт»-стрессоры и стрессоры памяти — события, которые уже были или только произойдут в будущем (например, предстоящие медицинские процедуры, воспоминания о пережитом горе, ожидание наказания);
  • любые резкие изменения в образе жизни, как хорошие, так и плохие (победа в соревновании, любовь, смерть или болезнь близкого человека);
  • эмоционально насыщенные зрелища, фильмы;
  • конфликты в семье или важной для ребёнка социальной группе (например, в классе, в компании друзей);
  • физиологические стрессоры (заболевания, операции, чрезмерные нагрузки, воздействие природных факторов на организм, например, сильной жары и т.д).

Стресс у детей может служить основой для возникновения психосоматических (болезни сердца, эндокринные заболевания, заболевания ЖКТ, аллергические реакции и т.п.) и невротических расстройств (энурез, энкопрез, нарушения сна, заикание, страхи и другие реакции психики). Для проведения коррекционных и терапевтических мероприятий необходима диагностика как личностных особенностей, уровня развития защитных механизмов психики, так и предрасположенности нервной системы к отрицательным последствиям стресса. Такую диагностику проводит детский психолог.

Психотерапия детей с расстройствами, которые повлёк эмоциональный стресс, основывается на разрешении трудных жизненных обстоятельств, повлекших данные расстройства, и на восстановлении нормального функционирования эмоциональной сферы ребёнка, развитии у него навыков противостояния негативным факторам внешней среды, т.е. защитных механизмов.

Например, в возрасте 2,5-4 года («возраст самоутверждения») применяются методы игровой терапии, а также коррекция стиля семейного воспитания (в варианте семейной психотерапии). Показывает высокую эффективность песочная терапия и арт-терапия.

В возрасте 4-7 лет («возраст застенчивости») проводится семейная и индивидуальная (разъяснительная), групповая (отреагирование эмоций) психологическая работа.

В возрасте 7-8 лет (адаптация к школе) в большей степени необходимы преодоление коммуникативных трудностей, групповая, семейная психотерапия.

В подростковом возрасте чаще применяется личностно-ориентированная психотерапия и семейная.

Запишитесь на консультацию детского и подросткового психолога по телефону (812) 642-47-02 или напишите нам через WhatsApp (кнопка сверху).

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

совместный сон

БАК и Томатис: в чем разница, что выбрать и как сочетать?

Внешне методы Томатис и БАК похожи: и там, и там происходит воздействие …

ЭЭГ при задержке развития

Ребенок какает стоя: рекомендации

Я уже писала свои наблюдения за случаями, когда ребенок осознает свой …

совместный сон

Совместный сон с ребенком: полезен или вреден?

Совместный сон с ребенком – вопрос, который волнует многих родителей. …