Схема тела – это внутреннее представление человека о собственном теле, его границах и возможностях. Она дает представление о положении тела в пространстве, о положении частей тела относительно друг друга, координации частей тела между собой. На основе схемы тела ребенок формирует в дальнейшем образ своего тела и далее образ «Я». По мнению военного врача и психотерапевта Л. П. Гримака, при создании модели внешнего мира мозг человека способен отражать и образ своего тела. Таким образом получается, что формирование схемы тела как нижней ступени образа «Я» влияет на психическое и психологическое развитие человека, его мышление и мировоззрение.
Схема тела является базой самосознания, посредством которого человек выделяет себя из окружающего мира, осуществляет свою осознанную и произвольную психическую и физическую деятельность. Она лежит в основе развития системы пространственных представлений, где тело – это внутреннее пространство, а внешнее познается благодаря зрительным, слуховым, тактильным, вкусовым и обонятельным анализаторам. Также схема тела влияет на квазипространство – пространство, отраженное в речи и абстрагированное от наглядных чувственных образов:
- устная речь (способы словоизменения и словообразования, понимание и использование логико-грамматических конструкций, переносных смыслов и пр.);
- навыки письма и чтения;
- счет и математические представления.
При формировании схемы тела ребенок учится управлять своими конечностями, занимать правильную позу, держать равновесие, что особенно важно при освоении различных физических навыков, занятии спортом. Схема тела непосредственно связана с проприоцепцией (мышечным чувством). При освоении передвижения на беговеле, роликах, самокате, велосипеде, лошади ребенок имеет возможность расширить свою схему тела и глубже познать собственные возможности.
Уже позже на основе схемы тела ребенок формирует образ своего тела. Это происходит тогда, когда к схеме тела прибавляется оценочность: я ловкий или неуклюжий, у меня длинные руки и пальцы или у меня короткие руки и ноги, я толстый или худой, у меня красивое тело или некрасивое. В этот же момент происходит осознание различных физических дефектов своего тела.
Этапы формирования схемы тела у ребенка
Схема тела начинает формироваться с первого же дня жизни ребенка. В первые недели и месяцы на нее влияют врожденные рефлексы, например, хватательный рефлекс, рефлекс «поиска груди», шагательный рефлекс. Со временем они угасают, а в поведении ребенка начинает появляться некоторая осмысленность и «произвольность».
Ребенок начинает манипулятивную деятельность с предметами. Согласно исследованиям С. Л. Новоселовой (1978 г.), она продолжается до 5-6 месяцев, далее следуют ориентировочные действия (7-9 месяцев). К 11-12 месяцам ребенок начинает усваивать назначения предметов: куклу он укачивает и кладет на кровать, мяч катает по различным поверхностям, автомобиль толкает, пирамидки и сортеры собирает и разбирает. Предметная деятельность, которая заключается в усвоении назначения предметов и выполнения действий с ними, очень важна для развития схемы тела в раннем детском возрасте. И здесь очень важно взаимодействие ребенка и взрослого, так как именно взрослый раскрывает ребенку назначение предметов. Также предметная деятельность влияет на умственное развитие ребенка и на определенные черты характера, например, сосредоточенность, умение работать на результат.
Третьим этапом С.Л.Новоселова выделяет предметно-опосредствованные действия, которые осуществляются орудийными операциями и которые дети осваивают к 12-18 месяцам. Они научаются есть суп ложкой, катать игрушки в машинке или коляске, забивать игрушечные гвоздики молоточком.
Также на формирование схемы тела влияет сенсорное развитие, которую называют первой формой мышления. Сенсомоторика развивается в динамике (поворот головы, прикосновения к предметам) и формирует ощущение полноты пространства вокруг. А вестибулярные, проприоцептивные (мышечные), кинестетические, зрительные и слуховые ощущения дают психике информацию о том, как организовывать последовательность собственных действий и расположить тело в пространстве. Далее у ребенка формируется смысловое поле, в котором он взаимодействует с помощью слов, жестов и мышления.
Исследователи связывают развитие схемы тела ребенка с развитием его правого полушария, которое идет особенно активно в первые 5 лет жизни ребенка, в результате чего появляются следующие функции и навыки:
- Предметная деятельность;
- Понятие правого и левого;
- Развитие пространственных представлений;
- Развитие графических навыков, конструирование.
Также у ребенка до 2 лет развиваются телесно-пространственные границы, с помощью которых он распознает опасности окружающего мира – высота, огонь, ледяная вода и др.
По мнению М. Л. Симмел, которая исследовала появление феномена «фантом конечности», схема тела полностью формируется к 9—10 годам.
К этому возрасту у ребенка в норме должны быть сформированы три основные сенсорные системы, которые влияют на формирование схемы тела:
- Вестибулярная – сообщает мозгу о положении головы в пространстве;
- Проприоцептивная – сообщает мозгу о положении тела в пространстве и относительно головы;
- Тактильная – поверхностная чувствительность внешних покровов кожи.
Развитие данных систем имеет тесную связь с примитивными рефлексами. Поначалу тело существует на основе «встроенных» программ, например, асимметричного и симметричного шейных тонических рефлексов, которые уберегают голову от ударов в зависимости от положения тела в пространстве и помогают «включить» моторные функции (например, ползание, стояние на двух ногах и т.д.). Со временем данные рефлексы угасают, но их функции берет на себя развитая схема тела.
Как родители могут помочь в развитии схемы тела ребенка?
В первые недели и месяцы жизни ребенка, когда младенец еще не отделяет себя от матери и не чувствует границ своего тела, очень важен материнский фольклор и тактильные ощущения:
- Игры с пестушками, приговорками, потешками.
- Помощь в проживании отдельных частей тела ребенка в контакте с руками матери.
- Ритмичное напевное называние всех частей тела на постоянной основе.
В более старшем возрасте рекомендуется:
- Знакомить его с предметами быта, с их названиями и предназначением (формирование предметной деятельности)
- Следить за моторным развитием (чтобы ребенок вовремя научился переворачиваться, ползать, сидеть, стоять у опоры), делать массажи.
- Давать ребенку возможность находиться в беспредметном пространстве (в пустом помещении или на полянке в лесу) и самостоятельно передвигаться по нему: ползать, больше ходить пешком, чем ездить в коляске.
- Предоставлять возможности для обогащения сенсорных ощущений – игры на проприоцепцию, тактильные ощущения и т.д., не запрещать играть в песке, глине, ползать по земле.
- Развивать у ребенка самостоятельность, приучать к самообслуживанию (самостоятельно подниматься по лестнице, пить из чашки, есть ложкой, надевать штаны).
- Расширять схему тела за счет средств передвижения – самокат, беговел, коньки, ролики, лыжи, велосипед, верховая езда на пони или лошади.
- Заниматься с ребенком зарядкой, ОФП, водить в бассейн, на гимнастику.
- Если у ребенка есть трудности с различением правой и левой руки, одну из рук можно маркировать чем-либо: часами, браслетом. Тогда ребенку будет легче запомнить, где у него правая рука, а где левая.
Схема тела влияет на графические возможности и конструирование, поэтому, пока схема тела недостаточно развита, учить ребенка писать и рисовать мелкие детали не только не полезно, но и вредно (это может привести к дислексии и дисграфии впоследствии). Тем не менее готовить ребенка к письму можно с достаточно раннего возраста, знакомя сначала с такими понятиями, как бумага, карандаш, ручка, краски, кисточка. Поначалу ребенок будет рисовать только черточки и точки, но постепенно сложность рисунков будет увеличиваться. Графические навыки помогают детям формировать пространственные представления, так как в процессе рисования координируется работа обоих полушарий мозга – формируется конкретно-образное и абстрактно-логическое мышление.
Отрабатывая графические навыки, ребенок также получает знания о форме и расположении предметов в пространстве, их оттенках, качествах. Знания графики базируются на анализе, синтезе, сравнении, обобщении.
Еще одним методом тренировки взаимодействия с окружающей средой и формированием расширенной схемы тела является конструирование. Это процесс создания конструкций из разных материалов, в которых предусмотрены способы взаимного расположения и соединения их частей и элементов.
Для чего нужно развивать схему тела?
Сформированная схема тела дает человеку:
- Большой объем бытовых, профессиональных, спортивных и других навыков, необходимых для жизни в конкретных условиях.
- Развитие контроля внимания, речи, памяти.
- Уверенность в себе, раскрепощенность, умение взаимодействовать в социуме.
- Адаптация к окружающей среде.
- Навыки координации и четкости движений («моторный интеллект»).
- Навыки преодоления стереотипов в поведении.
Основные проблемы при несформированности схемы тела:
- Диспраксия
- Несформированность пространственных представлений;
- Непонимание логико-грамматических конструкций;
- Графомоторные проблемы.
При нарушении формирования схемы тела необходимо обратиться за консультацией к нейропсихологу. Специалист проведет диагностику, напишет заключение и выстроит коррекционный маршрут.
Связаться с нами можно по тел.: (812) 642-47-02 или через мессенджеры: