В качестве введения приведу пример из практики.
Привели ко мне на консультацию ребенка. Все хорошо, разговаривает бегло, четко, развернутыми фразами. Но не своими, а из мультиков и сказок. Себя называет не «Я», а по имени и в третьем лице. Когда хочет обратиться к маме или папе, говорит мультяшным голосом и цитатой из мультфильма, подходящей по смыслу обращения. Показываю на диагностике красный предмет, спрашиваю: «Это синий?» (специально обманываю). В ответ: «Синий». И так далее. То есть на первый план у ребенка выходят так называемые эхолалии и речевые штампы. Вот это самые главные признаки так называемого семантико-прагматического нарушения речи.
Оно заключается в нарушении коммуникативной стороны речи: формально ребенок говорит, но речь при этом эмоционально выхолощенная, штампованная, часто имеющая отраженный характер (эхолалии – повторение сказанного собеседником). Ребенок часто имеет трудности употребления личных местоимений. Как правило, такие дети имеют «дефицит центрального связывания», то есть у них нарушен процесс объединения всех ощущений от органов чувств в единую картину, внутренний процесс отражения реальности.
По описанным выше симптомам вы наверняка догадались, что данное нарушение речи чаще всего проявляется при аутизме. Это действительно так. Конечно, наличие в речи эхолалий и речевых штампов не всегда сразу говорит о нем, иногда это может свидетельствовать о нарушении процесса созревания мозга и латерализации его функций, то есть специализации гемисфер по определенным функциям.
Механизм возникновения семантико-прагматического нарушения речи
Детский поведенческий невролог Чарльз Ньокиктьен обобщил данные различных исследований о развитии мозга в онтогенезе и описал процесс нормального становления речи и личности таким образом:
- В доречевом периоде развития (от рождения до 1.5-2 лет) развивается наиболее активно кора правого полушария головного мозга, где происходит становление схемы тела, пространственных представлений и образа «Я». Для формирования этих внутренних конструктов важнейшее значение имеет правильная обработка сенсорной информации на уровне подкорковых нервных узлов и проводящих путей, адекватная внешняя предметная, психологическая и информационная среда (все мы помним «госпитальный синдром», когда развитие ребенка задерживается из-за сенсорной и коммуникативной, эмоциональной депривации). Причем образ «Я» проистекает из образа тела, на который накладывается эмоционально-коммуникативная «обложка» (мама и близкие родственники взаимодействуют с ребенком, оречевляют свои действия, поют ему песенки, читают книжки, рассказывают потешки, часто эта речь ритмизована). Таким образом, ребенок начинает осознавать себя личностью с возможностями воздействия на окружающий мир (это уже этап так называемого нормального детского эгоцентризма: «Я сейчас глаза закрою, и вы все исчезнете!», то есть ребенок в начале осознания себя собой считает, что весь мир крутится вокруг него и это НОРМАЛЬНО). На этом же этапе появляется первая отраженная речь (нормальные эхолалии) и первые произвольные слова. Именно поэтому часто после поражения левой височной доли у взрослых (после инсульта или опухоли) в речи остаются детские стишки-потешки – они локализуются в правом полушарии.
- С появлением фразы речь как психическая функция переходит в левое полушарие в процессе латерализации, то есть усиления межполушарной асимметрии. С возрастом эта асимметрия усиливается: правое полушарие отвечает за пространственные представления, целостное восприятие объектов, интонации, эмоциональный компонент восприятия и экспрессию, а левое – за анализ, знаки, символы, схемы, восприятие и порождение речи.
В каком же моменте процесс «ломается» так, что возникает семантико-прагматическое нарушение речи? Достоверно пока это неизвестно, но есть научные предположения, что причина в неправильной работе зеркальных нейронов, которые отвечают за врожденные процессы имитации действий окружающих. То есть зеркальные нейроны помогают ребенку развить социальное взаимодействие еще на доречевом уровне, тем самым адекватно сформировать свой внутренний образ «Я». Если же эмоциональное развитие было нарушено, то даже при условии нормального развития речевых зон мозга содержание речи будет неадекватным.
Ч. Ньокиктьен также упоминает, что семантико-прагматическое нарушение может быть связано с повреждением белого вещества головного мозга, например, при гидроцефалии. В таком случае механизм возникновения будет несколько иной.
Дифференциальная диагностика
Если ребенок говорит речевыми штампами и эхолалит после 2.5 лет, нужно провести диагностику:
- Сбор анамнеза: особенное внимание обращаем на развитие указательного жеста, наличие аутостимуляций, избирательности в пище, протекание беременности и родов;
- Наличие нарушений сенсорной обработки;
- Моторная сфера;
- Коммуникация;
- Наличие в анамнезе психических травм;
- Тип воспитания, наличие семейной дисфункции.
Из аппаратных обследований я рекомендую обязательно провести АСВП (акустические стволовые вызванные потенциалы), КВП (когнитивные вызванные потенциалы), КСВП (корковые слуховые вызванные потенциалы), а также ЭЭГ, допплерографию, ФМРТ. Необходимо получить заключение следующих специалистов: невролог, психиатр, логопед, нейропсихолог.
Важно отделить семантико-прагматическое нарушение речи от детской депрессии, шизофрении и дисфазии.
Коррекция семантико-прагматического нарушения речи будет зависеть от результатов диагностики. Необходимо воздействовать на факторы, которые исказили процесс развития. В некоторых случаях показан Томатис, поскольку он активизирует подкорковые структуры (ствол, миндалина, таламус, проводящие пути) и корково-подкорковые связи, тем самым улучшает обработку сенсорной информации и формирование адекватной реакции на внешние стимулы, а по некоторым данным – улучшает работу зеркальных нейронов. Важный момент – необходимы психологическая и нейропсихологическая коррекция, формирование схемы собственного тела, образа «Я», насколько это возможно, а также сенсорно-интегративная коррекция, если есть соответствующие нарушения.
Нейропсихолог Александрова О.А.
Если вас беспокоит состояние речи ребенка, вы можете записаться на консультацию к нам в центр по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.