Очень часто на диагностику к руководителю центра Александровой О.А. приходят дети с сохранной коммуникацией и интеллектом, но с выраженным нарушением поведения. При этом неврологические заключения чаще всего содержат диагнозы «моторная алалия», «СДВГ», «астеноневротический синдром».
Характерные черты таких детей, которые видно на диагностике:
- Трудности соблюдения чужих и своих границ;
- Дети хотят всё делать по-своему;
- Не готовы к сотрудничеству с педагогом, соблюдению правил и инструкций;
- Очень плохо переносят фрустрацию (ограничение в чем-то желаемом) – истерика, падение на пол, ребенок может бить, кусать маму;
- Избегание неуспеха;
- Повышенная тревожность, которая может маскироваться под самоуверенностью.
У неговорящих детей при этом очень часто отмечается так называемый речевой негативизм – отказ от вербального общения, что очень затрудняет коррекцию речевого дефицита.
При СДВГ специалисты отмечают поведенческие нарушения на фоне дисбаланса нейромедиаторов. Но также я очень часто на диагностике по пробам вообще не вижу никаких проблем с вниманием, то есть у ребенка есть нарушение поведения, но нет СДВГ. И наоборот, есть случаи, когда при грамотных действиях родителя у ребенка с выраженным СДВГ нет нарушений поведения. То есть поведение – продукт взаимодействия нервной системы и среды.
В тех случаях, когда ребенок с нарушением поведения не заинтересован сотрудничать с родителями и педагогами, мы говорим о недостаточном руководящем контроле. Термин я взяла из прикладного поведенческого анализа и использую в заключениях.
Если мы говорим о когнитивно- и коммуникативно-сохранных детях, то причины недостаточного руководящего контроля следующие:
- Некорректные педагогические стратегии;
- Родительская неуверенность (часто в сочетании с гиперопекой);
- Противоречивое воспитание (в том числе противоречивое как у одного родителя, так и наличие несогласованности действий мамы, папы, бабушки и т.д.).
Очень подробно сейчас не буду на этом останавливаться, как правило, в каждой семье будет своя ситуация, но причины есть всегда.
Я за то, чтобы разделять нейропсихологический дефицит и поведенческие нарушения. При этом в некоторых случаях требуется первично коррекция поведения и только потом работа с логопедом, нейропсихологом. Коррекцией поведения занимается АВА-терапевт (специалист по прикладному поведенческому анализу) и/или детский психолог. При этом «волшебной таблетки» не существует. Участие в коррекции поведения ребенка должна принимать вся семья. Речь никогда не идет о работе только в рамках кабинета. Это всегда выполнение рекомендаций специалиста дома. В идеале – работа с психологом и для родителей (личная/семейная терапия). Преимуществом АВА-терапии я считаю прикладную ориентацию – то есть очень четкие и конкретные шаги и рекомендации для формирования сотрудничества с ребенком и устранения нежелательного поведения (что уже помогает сформировать те самые конструктивные педагогические стратегии и усилить родительскую уверенность, снизить тревожность мамы). При этом психолог работает глубже и устраняет причины (но это гораздо более долгосрочная работа). В идеале совмещаем два подхода.
Нейропсихолог Александрова О.А.
Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.