проблема приучения к горшку

Из практики нейропсихолога: проблема приучения к горшку

Ко мне часто обращаются за консультацией родители с жалобами на то, что ребенок отказывается ходить на горшок. В большинстве случаев это касается дефекации. То есть ребенок писает в горшок, а какает стоя, в трусики или подгузник. Речь идет о детях от 2 лет с сохранным интеллектом и критикой к своим действиям. То есть ребенок в состоянии ходить на горшок, у него нет недержания, мозг созрел, но сформировался вот такой «горшковый негативизм». Некоторые из таких детей уже давно не носят подгузники, но специально просят его, чтобы покакать. Часто дети прячутся в укромное место, чтобы справить свою нужду – за дверь, за штору, за диван.

Я собрала свою статистику случаев, и она довольна обширная. Условно получилось две группы детей:

  1. Дети с задержкой речи в связи с артикуляционной диспраксией/моторной алалией, то есть без грубых нарушений слухоречевого восприятия и с сохранным интеллектом. Чаще всего (99%) у ребенка наблюдаются признаки логофобии, речевого негативизма (то есть отказ от попыток общаться вербально). При этом у ребенка фоном присутствуют тревожность, эмоциональное напряжение, импульсивность, могут быть коммуникативные трудности. К первой группе принадлежат в основном мальчики. Кстати, часто можно проследить наследственность как в развитии речи, так и в «горшковом» поведении. И я со своим сыном тоже прошла через это.
  2. Дети с опережающим когнитивным развитием и гиперопекой. Часто это семьи, которым тяжело достался ребенок по тем или иным причинам (например, трудности вынашивания, поздний ребенок и т.д.). Никакой неврологической патологии нет, ребенок получает много внимания, часто не ходит в сад. Речевое развитие нормальное, часто опережающее. Вместе с тем наблюдаются особенности стиля воспитания: гиперопека, родительская неуверенность, тревожность, завышенный уровень ожиданий относительно ребенка, педагогическая непоследовательность, трудности сепарации. В силу этих факторов у ребенка формируются черты эмоционально-волевой незрелости, происходит невротизация. Ребенок может проявлять упрямство, устраивать истерики, предпринимать попытки манипуляций родителями. Часто такой ребенок испытывает коммуникативные трудности (боится сверстников, не умеет вступать в игру на площадке). Чаще в эту группу попадают девочки, и они не только какают, но часто и писают в трусы.

Конечно, есть дети, которые не вписываются на 100% в эти две группы. Но у всех я наблюдала высокое психоэмоциональное напряжение, эмоциональную незрелость. Возможны случаи с трудностями избирательного тонуса мышц (ребенку сложно сходить в туалет сидя), нарушением обработки проприоцептивной информации.

Как помочь таким детям?

В первую очередь нужно исключить проблемы ЖКТ. Часто хронические запоры или диарея становятся триггером, который формирует привычку ходить в туалет именно так.

Также необходимо проконсультироваться с неврологом.

Всем семьям, столкнувшимся с данной проблемой, показана работа с семейным психологом. Специфического «лекарства» не существует, и при данной проблеме поможет только системная работа с эмоциональной сферой. Причем посещение психолога показано не только ребенку, но и у родителям, особенно для детей из второй группы. В нашем центре для детей используется песочная терапия, и параллельно психолог проводит консультации для родителей.

В оптимальном варианте к возрасту 3,5 лет проблема уходит. Если трудности сохраняются после 4 лет, рекомендую обратиться к детскому врачу-психиатру (возможно, будут назначены дополнительные меры медикаментозной поддержки).

Нейропсихолог Александрова О.А.

Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Также вы можете связаться с нами с помощью мессенджеров:

WhatsApp
Телеграм

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *