пространственные представления

Пространственные представления

Пространственные представления – это сложная психическая структура, обеспечивающая такие функции, как ориентация в схеме собственного тела, окружающем пространстве, понимание логико-грамматических конструкций, правильное употребление предлогов, согласование слов в предложении, чувство ритма и времени, математические способности.

Пространственные представления (далее по тексту — ПП) в онтогенезе обеспечиваются различными мозговыми структурами, однако у взрослых страдают чаще всего при поражении правого полушария (есть исключения, имеющие свою специфику). У детей же при нарушении и искажении процесса индивидуального развития так или иначе пострадает и формирование ПП. Огромную роль в формировании пространственных представлений играет межполушарное взаимодействие. Например, очень часто с проблемами чтения, письма и счета (то есть во многом производными от дефицита ПП) ко мне приходят дети, которые в первый год жизни не ползали вообще (сели и сразу пошли) или ползали крайне мало (нейропсихологический оптимум – 6 месяцев). Поскольку во время ползания формируются связи между полушариями на уровне ствола мозга (далее развитие комиссур «опирается» на этот фундамент). Вестибулярный, проприоцептивный дефицит также накладывает сильный отпечаток на развитие пространственных представлений (вот здесь для меня было важно интегрировать теорию Джин Айрес и нашу отечественную нейропсихологию, т.к. Айрес вообще пишет, что нарушение слаженной работы полушарий – это все результат вестибулярной дисфункции).

Объективно существует как минимум три вида пространства:

  1. Внутреннее пространство, то есть пространство нашего тела (образ тела, соматогнозис). Оно в онтогенезе формируется самым первым за счет проприоцепции, вестибулярной системы, ноцицепции (болевой чувствительности), движения. Именно поэтому при дефиците пространственных представлений используются сенсомоторные методики коррекции: метод замещающего онтогенеза, массаж, ЛФК, работа с различными балансирами, утяжелители, bal-a-vis x сюда же относится (методика с кинезиологическими мячиками и мешочками). Здесь же важны природные ритмы: налаживание работы сердечно-сосудистой, дыхательной систем (вспомним дыхательные гимнастики в работе), правильная работа гормональной системы, сон-бодрствование, режим дня.
  2. Внешнее пространство. Его восприятие в процессе развития надстраивается над внутренним и обеспечивается более дистантными органами чувств: зрением, осязанием, слухом, вкусовым и обонятельным анализаторами. В результате единой картины восприятия внешнего мира мы можем изобразить его – вначале реалистично, затем более и более схематично (подключается знаково-символическая система, то есть левое полушарие). Пациенты с нарушением пространственных представлений зачастую не могут разобраться в плане помещения, нарисовать стол, куб.
  3. Квазипространство. Здесь уже мы говорим о чувстве времени, об отражении пространства в речи, понимании очередности событий, логико-грамматических конструкциях языка, сравнительных категориях.

К 12-13 годам ПП заканчивают свою формирование. Таким образом, коррекцию нарушений ПП очень важно начать как можно раньше.

Проявления дефицита пространственных представлений у детей:

  • Трудности в математике (несформированность понятия числа, непонимание, как решить задачу, какой порядок действий необходим, непонимание математических преобразований, проблемы в геометрии).
  • «Топографический кретинизм».
  • Непонимание времени суток, времен года, дней недели.
  • В чтении и письме: ребенок путает визуально похожие буквы, порядок слов и слогов, зеркалит, начинает с конца, не понимает прочитанное, не может пересказать. Может переворачивать буквы и цифры не только справа налево, но и сверху вниз (то есть не сформирована система координат/осей). В особо интересных случаях такие дети даже на пальцевой пробе вместо буквы V указательным и средним пальцем мне показывают V мизинцем и безымянным (это тоже разворот как нарушение восприятия пространства).
  • В речи: логико-грамматические ошибки, ошибки в употреблении предлогов, согласовании слов, непонимание разделения предложений или их частей.
  • Игнорирование левой стороны пространства (чаще это производное от дефицита межполушарного взаимодействия).
  • Нарушение восприятия размера и углов поворота в графической деятельности.

Нейропсихологическая диагностика пространственных представлений в основном содержит различные пробы на рисование, копирование. Я смотрю всегда в совокупности с диагностикой межполушарных взаимодействий. Там огромное количество нюансов в интерпретации.

Нейропсихологическая коррекция пространственных представлений всегда должна отталкиваться от уровня ниже, чем тот, который нарушен (есть четкая последовательность формирования ступенек ПП на каждый возраст, поэтому и пробы в каждом возрасте разные для диагностики). Как я написала выше, это не только бланковые методики, но и двигательные, и сенсорные. Из игр – «Цветовой код», кубики Никитина, «Танграм», «Змейка» (помните, такая гнущаяся пластиковая палочка из нашего детства, они и сейчас продаются). Обучение детей от 7 лет обращению с часами со стрелками. Двуручное рисование. Доски для межполушарного взаимодействия. Лабиринты. Обводилки Зегебарт. Балансиры. Недавно подсмотрела у Жени Кац отличную игру для детей школьного возраста (ну это уже продвинутый уровень, конечно): взрослый рисует проекционное изображение фигуры из деревянных фишек для «Дженги», а ребенок должен только по схеме построить эту фигуру. Также плоскостной вариант: из счетных палочек ребенок должен построить фигуру по образцу взрослого или по рисунку.

Text.ru - 100.00%

Нейропсихолог Александрова О.А.

Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *