Многие младшие школьники при формально сформированном навыке чтения (с точки зрения техники) плохо понимают, о чём же они прочитали.
Сейчас не будем говорить про дислексию, это отдельная большая тема.
Гораздо чаще ко мне приходят дети, которые способны читать, но читают недостаточно бегло, монотонно. С трудом осмысливают и пересказывают прочитанный материал.
Это происходит по разным причинам. Самые частые:
- Недостаточная автоматизация навыка. Банально, все силы уходят на техническую часть процесса.
- Недостаточно развитое межполушарное взаимодействие, ведь чтение включает целый функциональный «ансамбль» зон в головном мозге. И чтобы перевести сухой текст в живую картинку в голове, мозгу нужно задействовать левое и правое полушарие. Левое анализирует последовательно буквы, правое подключает холистическую стратегию прогнозирования целого слова, левое соотносит букву и звук, слово и его значение, правое «рисует» сюжет.
- Низкий уровень осведомленности = недостаточность образов-представлений (образ-представление – это обобщенный образ о предмете, например, капуста бывает разная: белокочанная, брюссельская, цветная, кольраби, морская, но все виды капусты имеют общие признаки и т.д.). Современные дети из-за специфического образа жизни могут иметь обширные познания в достаточно узкой области, но совершенно не знать, казалось бы, обыденных вещей, просто потому что этого нет в опыте. Поэтому содержание многих текстов им может быть непонятным, т.к. мозгу «не из чего» строить картинку, этих образов-представлений внутри просто нет.
- Недостаточность функции планирования, программирования и контроля. Часто дети на фоне импульсивности не способны хорошо проанализировать входящую информацию, поэтому используют угадывающую стратегию, «хватают» фрагменты из текста и дальше вольно излагают в стиле «что вижу, то пою». Такая же стратегия наблюдается в других видах деятельности. Кроме того, функция планирования также необходима для распределения дыхания и интонации (увидеть начало и конец предложения, запятые, рассчитать, где поставить логическое ударение, выдохнуть, вдохнуть).
Что делать для улучшения понимания прочитанного материала?
Сейчас не буду долго и нудно объяснять, как что работает, просто ловите мой список техник и пособий-лидеров в работе с чтением. Расставила в порядке этапности работы. Просто «бери и делай».
- Сюжетные картинки.
Для того, чтобы ребенок мог понять сюжет в тексте, для начала он должен научиться «связывать» сюжет на базе наглядно-образного материала, понимать причинно-следственные связи. Это достаточно сложно для детей с импульсивностью, дефицитом внимания и эмоциональной незрелостью.
Можно брать сюжетные картинки от Айрис-Пресс, а также они есть в пособии А.Е. Соболевой «Развитие мышления и речи с нейропсихологом». Их использую чаще всего. Кроме того, подобные картинки есть в логопедических альбомах на возраст 5-6 лет.
2. Текст с «вкраплением» картинок.
Наверняка вы видели тексты, где некоторые слова заменены картинкой. Примеры таких текстов – наборы «Я учусь читать» от Айрис Пресс (мы с Егором как раз сейчас их читаем, с большим удовольствием!). Таких текстов много в свободном доступе в интернете.
3. Зашумленное чтение.
Беру пособия Г.М. Зегебарт, Натальи Чистоклетовой, «Буква за буквой» от Айрис-Пресс. Пособий с зашумленным чтением достаточно мало, но можно самостоятельно изготовить «зашумление» из файлика или папки «Пиши-стирай» и накладывать на любой текст.
4. Упражнение «перепутанка».
Небольшой текст нужно разрезать на предложения и перемешать. Задача ребенка – расставить их в правильном порядке (этап работы с сюжетными картинками идет перед данным видом занятий).
Как один и вариантов – можно разрезать предложения на две половинки (начало и конец), и попросить ребенка соединить кусочки предложений в одно, дав предварительно прочесть текст целиком (таких предложений будет несколько).
5. Упражнение «Составь рассказ».
Ребёнку предлагается готовый текст, в котором пропущены некоторые слова. Необходимо прочесть, вставить слова по смыслу и придумать заголовок (это делается в конце, как обобщение всего текста, и это действительно сложная задача!).
Если ваш ребенок испытывает трудности в чтении, письме, счете, невнимателен, будет полезным обратиться к детскому нейропсихологу. Специалист на нейропсихологической диагностике определит причину и объяснит, какие упражнения будут полезны для ребенка, а также порекомендует пособия для занятий.
Автор статьи:
Нейропсихолог Александрова О.А.
Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.