Упражнения для осмысленного чтения

Многие младшие школьники при формально сформированном навыке чтения (с точки зрения техники) плохо понимают, о чём же они прочитали.

Сейчас не будем говорить про дислексию, это отдельная большая тема.

Гораздо чаще ко мне приходят дети, которые способны читать, но читают недостаточно бегло, монотонно. С трудом осмысливают и пересказывают прочитанный материал.

Это происходит по разным причинам. Самые частые:

  1. Недостаточная автоматизация навыка. Банально, все силы уходят на техническую часть процесса.
  2. Недостаточно развитое межполушарное взаимодействие, ведь чтение включает целый функциональный «ансамбль» зон в головном мозге. И чтобы перевести сухой текст в живую картинку в голове, мозгу нужно задействовать левое и правое полушарие. Левое анализирует последовательно буквы, правое подключает холистическую стратегию прогнозирования целого слова, левое соотносит букву и звук, слово и его значение, правое «рисует» сюжет.
  3. Низкий уровень осведомленности = недостаточность образов-представлений (образ-представление – это обобщенный образ о предмете, например, капуста бывает разная: белокочанная, брюссельская, цветная, кольраби, морская, но все виды капусты имеют общие признаки и т.д.). Современные дети из-за специфического образа жизни могут иметь обширные познания в достаточно узкой области, но совершенно не знать, казалось бы, обыденных вещей, просто потому что этого нет в опыте. Поэтому содержание многих текстов им может быть непонятным, т.к. мозгу «не из чего» строить картинку, этих образов-представлений внутри просто нет.
  4. Недостаточность функции планирования, программирования и контроля. Часто дети на фоне импульсивности не способны хорошо проанализировать входящую информацию, поэтому используют угадывающую стратегию, «хватают» фрагменты из текста и дальше вольно излагают в стиле «что вижу, то пою». Такая же стратегия наблюдается в других видах деятельности. Кроме того, функция планирования также необходима для распределения дыхания и интонации (увидеть начало и конец предложения, запятые, рассчитать, где поставить логическое ударение, выдохнуть, вдохнуть).

Что делать для улучшения понимания прочитанного материала?

Сейчас не буду долго и нудно объяснять, как что работает, просто ловите мой список техник и пособий-лидеров в работе с чтением. Расставила в порядке этапности работы. Просто «бери и делай».

  1. Сюжетные картинки.

Для того, чтобы ребенок мог понять сюжет в тексте, для начала он должен научиться «связывать» сюжет на базе наглядно-образного материала, понимать причинно-следственные связи. Это достаточно сложно для детей с импульсивностью, дефицитом внимания и эмоциональной незрелостью.

Можно брать сюжетные картинки от Айрис-Пресс, а также они есть в пособии А.Е. Соболевой «Развитие мышления и речи с нейропсихологом». Их использую чаще всего. Кроме того, подобные картинки есть в логопедических альбомах на возраст 5-6 лет.

2. Текст с «вкраплением» картинок.

Наверняка вы видели тексты, где некоторые слова заменены картинкой. Примеры таких текстов – наборы «Я учусь читать» от Айрис Пресс (мы с Егором как раз сейчас их читаем, с большим удовольствием!). Таких текстов много в свободном доступе в интернете.

3. Зашумленное чтение.

Беру пособия Г.М. Зегебарт, Натальи Чистоклетовой, «Буква за буквой» от Айрис-Пресс. Пособий с зашумленным чтением достаточно мало, но можно самостоятельно изготовить «зашумление» из файлика или папки «Пиши-стирай» и накладывать на любой текст.

4. Упражнение «перепутанка».

Небольшой текст нужно разрезать на предложения и перемешать. Задача ребенка – расставить их в правильном порядке (этап работы с сюжетными картинками идет перед данным видом занятий).

Как один и вариантов – можно разрезать предложения на две половинки (начало и конец), и попросить ребенка соединить кусочки предложений в одно, дав предварительно прочесть текст целиком (таких предложений будет несколько).

5. Упражнение «Составь рассказ».

Ребёнку предлагается готовый текст, в котором пропущены некоторые слова. Необходимо прочесть, вставить слова по смыслу и придумать заголовок (это делается в конце, как обобщение всего текста, и это действительно сложная задача!).

 

Если ваш ребенок испытывает трудности в чтении, письме, счете, невнимателен, будет полезным обратиться к детскому нейропсихологу. Специалист на нейропсихологической диагностике определит причину и объяснит, какие упражнения будут полезны для ребенка, а также порекомендует пособия для занятий.

Автор статьи:

Нейропсихолог Александрова О.А.

Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Также вы можете связаться с нами через популярные мессенджеры:

Читать ещё

Запишитесь на консультацию

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Новочеркасский пр. 58, офис 321
Ново-Александровская ул., д. 14

Сообщение отправлено!

С Вами свяжутся в
ближайшее время

Запись на прием

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Предзаказ Упражнения для осмысленного чтения
[contact-form-7 id="70071854" title="Предзаказ"]