зрительно-пространственное восприятие

Развитие зрительно-пространственного восприятия

Существуют различные виды нарушений письма и чтения (дислексии и дисграфии) в зависимости от того, какой компонент общего процесса сформирован недостаточно.

Сегодня я хочу поделиться конкретными упражнениями на развитие зрительно-пространственного восприятия.

За оптическое восприятие букв отвечает задняя третичная кора левого полушария, которая находится на стыке теменной, затылочной и височной областей.

Если ребенок плохо различает буквы, путает похожие, например, Я и R, З и Е, а иногда даже Е и Ш, это говорит именно о недостаточности буквенного гнозиса. Также для таких детей характерно левостороннее игнорирование: они часто начинают писать с середины строки, не соблюдают правила по размеру отступа на странице. Известный российский нейропсихолог Татьяна Васильевна Ахутина подчеркивает также такие неявные особенности: трудности овладения словарными словами, пропуски и замены гласных, даже ударных, перестановка букв в слове, слитное написание слов.

Отдельно подчеркну также окуломоторные нарушения, то есть трудности направления взора для последовательного прочтения букв и слияния их в слова. Часто такой ребенок может знать все буквы, но скакать взглядом со строчки на строчку, перемещая глаза хаотично.

По теории другого крупного ученого в области нейропсихологии Анны Владимировны Семенович, происходит это от того, что ребенок предположительно мало ползал, мало совершал реципрокные движения в возрасте до года, и поэтому на уровне стволовых структур у него не сформировались оси тела. Не все мэтры согласны с этой теорией, однако важно одно: для такого ребенка необходима диагностика пространственных представлений и оптического восприятия (это отдельные наборы проб, и я всегда их провожу с 5 лет, если ребенок понимает инструкцию). И в зависимости от того, на каком уровне пространственные представления не развились, мы и начинаем их формировать (обычно начинаем со схемы тела, и далее уже на внешнее предметное пространство, прежде чем перейти в абстрактный план).

Примечательно, что сами пространственные представления «находятся» все-таки преимущественно в правом полушарии, и уже в момент формирования навыка чтения и письма в процессе специализации полушарий развивается зона буквенного восприятия в левом полушарии. Также важно, что в чтении и письме постоянно необходимо межполушарное взаимодействие, то есть смена стратегий (аналитическая/холистическая). И это переключение часто страдает именно у дислексиков при относительной сохранности прочих функций. Поэтому большинство пособий включает упражнения на переключение способов обработки информации.

Итак, упражнения и пособия на развитие оптико-пространственного восприятия:

  1. На уровне схемы тела. Игры «Робот», «Попробуй повтори», определение частей тела на кукле и на себе (в том числе зеркально: где у куклы правая рука? А где у тебя?), прыжки в «классики». Есть разные варианты упражнений, но все они сводятся к вербальной и визуальной маркировке частей тела. Например, на левую руку при необходимости можно повесить браслет или яркие часы и проговаривать, что всегда начинаем писать и читать от этой руки. То есть «нанизываем» вербально обозначение при всех движениях как в прямом, так и в обратном порядке. Прямая инструкция: «подними правую руку», «прыгни три раза на левой ноге». Может быть обратный порядок, когда ребенок сам формулирует инструкцию, даёт ее взрослому и контролирует правильность выполнения. А может быть «путаница» (еще сложнее!), когда взрослый дает инструкцию, а ребенок должен делать все наоборот.
  2. На уровне предметного пространства. Различные «Танграмы», «кубики Никитина» (кстати, там есть задания именно на буквы), вырезание фигур (есть масса заданий в интернете, можно скачать бесплатно, основной принцип – от простого к сложному), задания на сложение фигур из бумаги, задания на конструирование фигур из счетных палочек, лепка и конструирование букв из пластилина, макарон, проволоки (любые тактильные материалы + украшения на ваш вкус, причем в разных вариантах написания), поиск клада в помещении по вербальной инструкции (по типу «холодно-горячо», но нужны инструкции именно на языке пространства). «Разрезные» буквы (собрать буквы из кусочков).
  3. В пространстве листа. «Муха» (начинаем со слежения с помощью пальца или фишки), различные лабиринты, карты, игра «Комментатор», когда ребенок должен словами описать маршрут движений героя, причем с зеркальным переворотом, графические диктанты (с двумя типами инструкций – вербально и зрительно по схеме). Рисование по типу отражения (дается бланк и нужно нарисовать отражение).

Продолжение следует!

Text.ru - 100.00%

Нейропсихолог Александрова О.А.

Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

 * в качестве иллюстрации к тексту использован фрагмент пособия А.В. Сунцовой, С.В. Курдюковой «Изучаем пространство с нейропсихологом» (игра «Веселая зарядка»).

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *