Существует множество диагнозов, которые могут быть поставлены неговорящему ребенку. В них легко запутаться. Предлагаем разобраться, что есть что.
- ЗРР – задержка речевого развития. По сути это «диагноз, которого не существует». Может быть поставлен ребенку неврологом или логопедом строго до 3 лет! Термин обозначает темповое несоответствие сроков созревания речевой функции относительно нормы, но никак не объясняет механизм нарушения. С 3 лет, если речь не появилась, диагноз «медленно превращается» в алалию. Мне часто пишут: «Нам 4,5 года, и у нас ЗРР». Такого быть не может, требуйте нормальный диагноз и соответствующую коррекцию. И «невролог нам прописал пантогам и ничего не говорил про занятия с логопедом» тоже бывает, к сожалению. В таком случае нужно искать второе, третье мнение, потому что любой ноотроп лишь улучшает питание мозга, но никак не формирует речевую функцию.
- Алалия – термин из клинико-педагогической классификации нарушений речи, обозначает отсутствие речи ввиду «поражения корковых речевых зон». Выделяют моторную, сенсорную и сенсомоторную алалию. Есть мнение, что чистой сенсорной алалии не существует, и я, пожалуй, с ним согласна. Кто-то считает, что данный диагноз можно ставить только с 3 лет, но я не согласна, часто можно определить механизм нарушения раньше, начать своевременную коррекцию и не ждать у моря погоды. Что для меня «не так» с этим термином? Во-первых, по мнению ведущих ученых, решающее значение играет не поражение коры, а проводящих путей (ассоциативных – то есть между зонами коры в пределах одного полушария, комиссуральных – то есть между полушариями). Во-вторых, под общим термином «алалия» скрывается еще три варианта механизма нарушения:
- Речевая слуховая агнозия. Кратко – ребенок не способен в услышанном потоке вычленить слова, то есть распознать, где начало слова, где его конец, понять различия между двумя словами, которые звучат похожим образом.
- Артикуляционная диспраксия. Ребенок не может правильно произвольно артикулировать. Сама артикуляторная диспраксия тоже немного по-разному понимается разными авторами.
- Несформированность когнитивных механизмов речи, незрелость уровня языка. Это несформированность третичных полей, когда воспринятый слуховым речевым анализатором образ слова наполняется смыслами (а в случае алалии – не наполняется). Причем даже при моторной алалии очень хорошо видно, как эта третичная кора себя проявляет (ребенок неверно согласует слова, допускает логико-грамматические ошибки). Это говорит о том, что даже при моторной алалии страдает связь премоторных областей с задней ассоциативной корой (не только запрограммировать высказывание, но и передать смыслы). Речь бывшего алалика похожа на речь иностранца. Это иллюстрирует именно языковой, высший уровень нарушения, а не праксический.
Также в термине «алалия» меня смущает его конечность. Либо она есть (когда ребенок не говорит), либо ее нет (когда уже заговорил). Но ведь при появлении речи у алалика проблемы не кончаются! Некоторые специалисты сейчас употребляют термин «выход из алалии» именно по этой причине.
- Общее недоразвитие речи (ОНР). Это термин из педагогической классификации, и я его не люблю, как и ЗРР, потому что он никак не отсылает к механизму нарушения, а только констатирует факт несоответствия речи возрастной норме. ОНР имеет 4 уровня, где первый означает безречие, то есть алалию. Синонимом ОНР является «СНР» — системное недоразвитие речи, СНР употребляется логопедами в мед.учреждениях. Как только ребенок из алалии выходит, то его алалия трансформируется в «ОНР» с номером уровня. Некоторые логопеды считают, что не имеют права ставить диагноз «алалия», поэтому безречевому ребенку ставят просто «ОНР 1-2». Неврологи тоже часто используют термин «ОНР» для обозначения речевых проблем ребенка, когда степень дефицита уже нельзя назвать алалией. Такие вот «трудности перевода».
Польза термина «ОНР» в том, что он показывает речевой континуум, процесс трансформации речевой функции в динамике у ребенка. - Дисфазия развития. Это относительно новый международный термин. Кстати, его широко используют в Центре патологии речи и нейрореабилитации в Москве. По сути этот диагноз объединяет в себя континуум «алалия+ОНР» с указанием механизма нарушения (экспрессивная, рецептивная и т.д.). Причем Чарльз Ньокиктьен красиво показал переход от дисфазии к диспраксии, указав, что грубая форма экспрессивной дисфазии является по сути речевой диспраксией.
- Речевая диспраксия. Я специально вынесла ее в отдельный пункт, потому что диспраксия речевая и артикуляторная – две большие разницы. Артикуляторную диспраксию можно определить как корковую дизартрию, она связана с проблемой артикулирования и по сравнению с речевой это более «нижний» уровень нарушения. А речевая диспраксия предполагает несформированность программирования речевого высказывания. Для того, чтобы было, что программировать, должны быть адекватно сформированы мышление и лексикон, то есть задняя ассоциативная кора, а также связь между ней и премоторной речевой областью. Часто сложно выделить изолированно проблему лишь программирования (именно поэтому даже в моторной алалии/дисфазии часто можно увидеть сенсорные элементы).
Нейропсихолог Александрова О.А.
Ребенок не говорит? Запишитесь на консультацию по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.
Читайте также: