У детей-алаликов часто отсутствует речь. Какие компоненты речи нарушаются при алалии?
- Слухоречевой гнозис (понимание речи на слух);
- Речевой, артикуляторный праксис (моторная сторона речи), причем бывает по-разному, может быть нарушен кинестетический компонент, а может быть кинетический, а также речевое программирование;
- могут быть нарушены оба компонента.
Само нарушение может быть разным, у кого-то больше страдает сенсорная сторона, у кого-то – моторная. Но речь – сложная функция, в которой все части взаимосвязаны, поэтому даже у чистого моторного алалика будут косвенно страдать и сенсорные компоненты (часто за ярко выраженными симптомами это не очень заметно).
Как следствие – страдает вербальная часть интеллекта, эмоциональная сфера (нежелание коммуницировать, речевой негативизм, логофобия, истерики от того, что не может донести свою мысль и т.д.).
Но не стоит забывать, что у большинства детей с алалией остается сохранным зрительный анализатор. Это ценный ресурс для коррекции! Очень многие детки хорошо рисуют, лепят, конструируют (причем даже сенсорные). И невербальная часть интеллекта остается интактной (кстати, это один из диагностических признаков).
Во время повышения квалификации в Центре патологии речи и нейрореабилитации я познакомилась с методикой запуска речи Татьяны Семеновны Резниченко, по которой работает весь Центр в Москве. На клинических разборах и практических занятиях нам демонстрировали, как трёхлетние дети читали слоги и проводили базовый фонематический анализ! И это при том, что в том же Центре нам рассказывали о вреде раннего обучения чтению. Я была в замешательстве.
Далее нам провели отдельный мастер-класс по системе запуска речи. И я сдалась. Почитала и послушала Татьяну Григорьевну Визель, доктора психологических наук, профессора, и окончательно капитулировала перед красотой методики Резниченко. За счет системы «опор»: визуальной и ритмической, — происходит корригирование обоих компонентов речи – и слухоречевого гнозиса, и артикуляторного праксиса. Эта методика подходит не только для детей с алалией, но и для работы с семантико-прагматическим нарушением речи (это когда ребенок разговаривает только фразами из мультиков; то есть имеет место нарушение речевого программирования).
Итак, этапы работы по запуску речи:
- Глобальное чтение. С ребенком проводятся занятия с использованием карточек с изображением предметов, которые подписаны крупным шрифтом. Карточки не зубрятся, а обыгрываются с помощью театрализованных действий со стихами и зрительной опорой на картинки. То есть глобальное запоминание текстовых эквивалентов происходит как побочный эффект. Дома с родителями карточки повторяются. Это направлено на формирование импрессивного словаря, речевой коммуникации, а также образа слова.
- Ребенок учит гласные буквы (сначала первого ряда, потом второго) с помощью карточек с буквами и открытыми слогами. Вместе со специалистом слушает песенки и проигрываем ситуации с акцентом на данные звуки (например, качаем куклу, которая плачет «УА!»). Рисуем рисунки с предметами на данные буквы (в том числе в качестве домашних заданий).
Также с каждой буквой отрабатываются открытые слоги с изученными гласными. Например, на начальном этапе необходимо сделать две коробочки: с фотографией мамы и папы. И в одну ребенок по заданию будет складывать картинки с предметами на слог «МА», а в другую – на слог «ПА». Далее по аналогии количество коробочек будет увеличиваться, и ребенок научится распознавать на слух фонемы и класть карточку со словом и изображением в соответствующий ей «домик».
Далее уже изученные слоги ребенок сам может по образцу (используются карточки с целым словом, которые были изучены на первом этапе) составлять в слова. Переключение слогов между собой с визуальной опорой помогает преодолеть кинетическую артикуляторную диспраксию. По этому же принципу слова можно объединять во фразы, программируя высказывание. Формируется предметный и глагольный активный словарь. - Параллельно преодолевается кинестетический компонент артикуляторной диспраксии. Для этого также используется жестовое обозначение звуков (на самом деле, здесь нет универсальной системы, в основе лежит язык глухонемых + жестовые подсказки по правильной артикуляторной позе). Конечно, предварительно логопед отрабатывает эти позы с ребенком, сопровождая их жестовой подсказкой. Например, на звук [H] специалист двумя пальцами дотрагивается до переносицы. На звук [И] растягивает руками улыбку.
- На протяжении коррекции родители ведут дневник наблюдения, где отмечают динамику и появление новых слов, речевых навыков. Дневник наблюдения вообще очень полезная вещь в большинстве случаев.
- Используется драматизация, то есть разыгрывание в «предметном поле» простых сказок (например, сказки Сутеева). Используются сюжетные игры с реалистичными героями, можно в виде магнитных сказок или сделанных из картона. Это могут делать и родители. Это важно для формирования речевой мотивации и программирования, эмоционального подкрепления (опять-таки со зрительной опорой).
Существует много разных подходов к преодолению безречия. Но конкретно эта методика меня очень привлекла своей последовательностью и стройной структурой, а также грамотностью с точки зрения нейропсихологии, поэтому для работы в нашем центре мы закупили весь комплект пособий по данной методике и готовы заниматься с детьми, которым требуется запустить речь.
Ну и конечно, в случаях нарушения слухоречевого гнозиса планируем совмещать данную методику вместе с Томатис и Forbrain для большей эффективности занятий.
Нейропсихолог Александрова О.А.
Запишитесь на консультацию нейропсихолога и логопеда по телефону: (812) 642-47-02 или заполните заявку на сайте.